Покупая машину с бортовым компьютером, надо отдавать себе отчет в том, что в зависимости от комфортабельности модели до 50% цены такого автомобиля приходится на сверхсовременную «начинку».
Автомобили оснащались механическими системами управления на протяжении почти ста лет. Но ближе к концу ХХ века, когда при слове «компьютер» у интеллектуально продвинутой части населения земного шара брови перестали ползти вверх, а именно в 1985 году, недавнюю диковину везде (за исключением, правда, нашего отечества) стали внедрять в автомобилестроение. Всего лишь за какую-то десятую часть срока, прошедшего с момента изобретения авто, инженерия выдала миру такое количество электронных систем контроля и управления автомобилем, что вся прежняя технология производства стала ни к черту. Предлагать водителям для управления пару педалек, руль и переключатель скоростей оказалось как-то немодно, а на передней панели появилось множество кнопочек, рычажков, индикаторов и приборов.
Смотри не в оба, а в монитор
Нынче практически ни одна новая модель не выпускается без компьютера. Жидкокристаллический дисплей, играющий роль централизованного интерфейса, стал главной частью щитка приборов современного авто, а количество функций, отраженных на нем, в иных машинах сотни (причем большинство из них использовать водителю так и не удается — руки не доходят, как говорится). Компьютеризированы не только блоки управления двигателем, трансмиссия, антиблокировочная тормозная система (ABS), рулевое управление, подушки безопасности (SRS), навигационные, информационные и информационно-диагностические системы, но и всякие (порой даже нелепые) устройства, придуманные для комфортности поездки. Понятно, что за исключением «прибамбасов» от надежности компьютерных систем зависит безопасность водителя и пассажиров, которые, быть может, переживут отказ в работе электронной пепельницы, но в отсутствие гарантии безотказности двигателя и тормозов вряд ли сядут даже в самый навороченный автомобиль. Вот и возрастают год от года цены на новые модели, напичканные электроникой с новейшим программным обеспечением.
Шикарно, но чересчур дорого
Предела совершенству, разумеется, нет, но есть предел возможностям человека, управляющего автомобилем. Порой водителю просто не под силу уследить за тем, что в данный момент происходит в таком сложнейшем механизме, как современное авто: его щиток давно уже напоминает приборную доску самолета. А уж проанализировать все параметры и «приложить» их, что называется, к траектории движения… Вот тут-то на помощь и может прийти бортовой компьютер, способный вместо драйвера выбрать оптимальный режим движения машины на основе анализа абсолютно всех показателей и параметров (среди пользовательских бортовых компьютеров наиболее распространены Trip-компьютеры, определяющие расход топлива и выбор наиболее экономичного режима движения). Водителю останется только контролировать процесс и своевременно обращаться в сервисные службы. Правда, стоимость услуг этих самых служб всегда будет находиться в прямой зависимости от степени компьютеризации автомобиля, т. е. чем круче «навороты», тем больше затраты…
Варианты возможны
Сегодня с автоиндустрией готовы сотрудничать и сотрудничают гиганты индустрии компьютерной. Причем во имя общего блага идет постоянная выработка стандартов оборудования и его программного обеспечения. Активно занимаются компьютеризацией своих автомобилей BMW, FIAT, Opel, Peugeot, Volvo.
Компания Ford только-только объявила о предоставлении доступа к интерфейсу программирования системы с голосовым управлением Sync еще нескольким партнерам, имена которых пока не называются. Желающих много, но для начала в Ford намерены оценить, какие приложения будут наиболее полезны и безопасны для водителей. Среди предлагаемых идей — программа, предупреждающая о приближении к опасным перекресткам, программа поиска и заказа мест для парковки, информационная служба, поддерживающая связь с социальной сетью.
Компания Honda устанавливает платформу InterNavi Premium Club на новых машинах серии Accord. Ее навигационная система использует технологию GPS (в базе — ближайшие сервисные центры и бензоколонки), транслирует свежие выпуски новостей, метеорологические сводки и даже позволяет проверить электронную почту. Кроме того, компьютер следит за техническим состоянием машины и автоматически высылает информацию дилеру, а тот в случае нужды уведомляет водителя о необходимости пройти плановый техосмотр. Управлять всеми этими функциями тоже можно посредством голосовых команд.
General Motors продолжает разрабатывать «Систему автоматического уведомления об аварии» (AACN), которая призвана спасать жизни автомобилистов: она позволит аварийным службам лучше понять суть происшедшего несчастного случая, а медикам заранее подготовить нужное оборудование. Компьютер способен даже, благодаря встроенным в сиденье датчикам давления, определить, где в машине сидят взрослые, а где дети, и автоматически отрегулировать степень наполнения воздушных подушек.
Собственную концептуальную модель, под названием Volvo Safety Concept Car, разрабатывает компания Volvo. Автоматическая подстройка сиденья водителя рассчитана на положение, при котором у шофера в зависимости от скорости сохраняется максимальное поле зрения: автоматика подстраивает позицию и форму кресла, расстояние до педалей и рулевого управления. Таким же образом регулируется свет фар: на ровной местности они светят узким лучом для улучшения дальности обзора при ночной езде, а когда начинается торможение, световой пучок становится шире, увеличивая охват территории. При повороте руля фары изменяют направление освещения в соответствующую сторону.
Малолитражный автомобиль Suzuki Concept-S оснащен компьютерной системой Advanced Navigational System, которая не только указывает направление, но и исполняет роль автопилота, самостоятельно ведя машину по заранее выбранному маршруту. Кроме того, она позволяет обмениваться сообщениями с другими автомобилями и определять их местонахождение с точностью до нескольких метров. Как и в Volvo, в Suzuki Concept-S возможна дактилоскопическая авторизация владельцев и автоматическая загрузка предустановленных настроек подвески и режима работы двигателя.
А компания Toyota представила первую в мире самопаркующуюся модель Prius, оснащенную новой системой, которая наверняка придется по душе водителям, уставшим царапать, мять и бить свое авто и чужие машины при парковке…
Изобретатели обещают, что в недалеком будущем в компьютере автомобиля будет находиться определенная модель окружающей обстановки, в которой «искусственный интеллект» способен будет ориентироваться без помощи оператора. Компьютер будет иметь «слух» и «зрение» и сможет дифференцировать оптические образы и звуки. Разве что команды ему надо будет голосовые подавать, а если он что-то не поймет, так сам и переспросит… Причем на том же языке, который будет понятен водителю. Что ж, мечтать, как говорится, не вредно.
Константин Изменчивый, по материалам directorinfo.ru и osp.ru
iPhone «на колёсах»
Европлан: грузовики Mitsubishi Fuso с выгодой до 29%
Расширение модельного ряда
RENAULT KWID – НОВОЕ ВИДЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ А-КЛАССА
АВИЛОН официальный партнер чемпионата России по кольцевым гонкам
Mitsubishi открыла интернет-магазины оригинальных запчастей и аксессуаров
Выгодные кредитные условия на Mitsubishi Pajero Sport в мае
Надежность измеряется будущим
АО МС Банк Рус снижает кредитные ставки и запускает новый кредитный продукт
Росавтодор оштрафовал дорожных строителей более чем на 500 млн рублей
Мitsubishi Motors Corporation показала рекордную прибыль по итогам продаж за 2014 финансовый год
АВИЛОН вручил победительнице конкурса «Мисс Россия 2015» ключи от Hyundai Solaris
BRIDGESTONE. ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА КИЛОМЕТР ЗА КИЛОМЕТРОМ
Электромобили Mitsubishi i-MiEV будут работать парконами в Москве
Во Владикавказе открылся первый дилерский центр Mitsubishi – «Алания Авто»