Покупая машину с бортовым компьютером, надо отдавать себе отчет в том, что в зависимости от комфортабельности модели до 50% цены такого автомобиля приходится на сверхсовременную «начинку».
Автомобили оснащались механическими системами управления на протяжении почти ста лет. Но ближе к концу ХХ века, когда при слове «компьютер» у интеллектуально продвинутой части населения земного шара брови перестали ползти вверх, а именно в 1985 году, недавнюю диковину везде (за исключением, правда, нашего отечества) стали внедрять в автомобилестроение. Всего лишь за какую-то десятую часть срока, прошедшего с момента изобретения авто, инженерия выдала миру такое количество электронных систем контроля и управления автомобилем, что вся прежняя технология производства стала ни к черту. Предлагать водителям для управления пару педалек, руль и переключатель скоростей оказалось как-то немодно, а на передней панели появилось множество кнопочек, рычажков, индикаторов и приборов.
Смотри не в оба, а в монитор
Нынче практически ни одна новая модель не выпускается без компьютера. Жидкокристаллический дисплей, играющий роль централизованного интерфейса, стал главной частью щитка приборов современного авто, а количество функций, отраженных на нем, в иных машинах сотни (причем большинство из них использовать водителю так и не удается — руки не доходят, как говорится). Компьютеризированы не только блоки управления двигателем, трансмиссия, антиблокировочная тормозная система (ABS), рулевое управление, подушки безопасности (SRS), навигационные, информационные и информационно-диагностические системы, но и всякие (порой даже нелепые) устройства, придуманные для комфортности поездки. Понятно, что за исключением «прибамбасов» от надежности компьютерных систем зависит безопасность водителя и пассажиров, которые, быть может, переживут отказ в работе электронной пепельницы, но в отсутствие гарантии безотказности двигателя и тормозов вряд ли сядут даже в самый навороченный автомобиль. Вот и возрастают год от года цены на новые модели, напичканные электроникой с новейшим программным обеспечением.
Шикарно, но чересчур дорого
Предела совершенству, разумеется, нет, но есть предел возможностям человека, управляющего автомобилем. Порой водителю просто не под силу уследить за тем, что в данный момент происходит в таком сложнейшем механизме, как современное авто: его щиток давно уже напоминает приборную доску самолета. А уж проанализировать все параметры и «приложить» их, что называется, к траектории движения… Вот тут-то на помощь и может прийти бортовой компьютер, способный вместо драйвера выбрать оптимальный режим движения машины на основе анализа абсолютно всех показателей и параметров (среди пользовательских бортовых компьютеров наиболее распространены Trip-компьютеры, определяющие расход топлива и выбор наиболее экономичного режима движения). Водителю останется только контролировать процесс и своевременно обращаться в сервисные службы. Правда, стоимость услуг этих самых служб всегда будет находиться в прямой зависимости от степени компьютеризации автомобиля, т. е. чем круче «навороты», тем больше затраты…
Варианты возможны
Сегодня с автоиндустрией готовы сотрудничать и сотрудничают гиганты индустрии компьютерной. Причем во имя общего блага идет постоянная выработка стандартов оборудования и его программного обеспечения. Активно занимаются компьютеризацией своих автомобилей BMW, FIAT, Opel, Peugeot, Volvo.
Компания Ford только-только объявила о предоставлении доступа к интерфейсу программирования системы с голосовым управлением Sync еще нескольким партнерам, имена которых пока не называются. Желающих много, но для начала в Ford намерены оценить, какие приложения будут наиболее полезны и безопасны для водителей. Среди предлагаемых идей — программа, предупреждающая о приближении к опасным перекресткам, программа поиска и заказа мест для парковки, информационная служба, поддерживающая связь с социальной сетью.
Компания Honda устанавливает платформу InterNavi Premium Club на новых машинах серии Accord. Ее навигационная система использует технологию GPS (в базе — ближайшие сервисные центры и бензоколонки), транслирует свежие выпуски новостей, метеорологические сводки и даже позволяет проверить электронную почту. Кроме того, компьютер следит за техническим состоянием машины и автоматически высылает информацию дилеру, а тот в случае нужды уведомляет водителя о необходимости пройти плановый техосмотр. Управлять всеми этими функциями тоже можно посредством голосовых команд.
General Motors продолжает разрабатывать «Систему автоматического уведомления об аварии» (AACN), которая призвана спасать жизни автомобилистов: она позволит аварийным службам лучше понять суть происшедшего несчастного случая, а медикам заранее подготовить нужное оборудование. Компьютер способен даже, благодаря встроенным в сиденье датчикам давления, определить, где в машине сидят взрослые, а где дети, и автоматически отрегулировать степень наполнения воздушных подушек.
Собственную концептуальную модель, под названием Volvo Safety Concept Car, разрабатывает компания Volvo. Автоматическая подстройка сиденья водителя рассчитана на положение, при котором у шофера в зависимости от скорости сохраняется максимальное поле зрения: автоматика подстраивает позицию и форму кресла, расстояние до педалей и рулевого управления. Таким же образом регулируется свет фар: на ровной местности они светят узким лучом для улучшения дальности обзора при ночной езде, а когда начинается торможение, световой пучок становится шире, увеличивая охват территории. При повороте руля фары изменяют направление освещения в соответствующую сторону.
Малолитражный автомобиль Suzuki Concept-S оснащен компьютерной системой Advanced Navigational System, которая не только указывает направление, но и исполняет роль автопилота, самостоятельно ведя машину по заранее выбранному маршруту. Кроме того, она позволяет обмениваться сообщениями с другими автомобилями и определять их местонахождение с точностью до нескольких метров. Как и в Volvo, в Suzuki Concept-S возможна дактилоскопическая авторизация владельцев и автоматическая загрузка предустановленных настроек подвески и режима работы двигателя.
А компания Toyota представила первую в мире самопаркующуюся модель Prius, оснащенную новой системой, которая наверняка придется по душе водителям, уставшим царапать, мять и бить свое авто и чужие машины при парковке…
Изобретатели обещают, что в недалеком будущем в компьютере автомобиля будет находиться определенная модель окружающей обстановки, в которой «искусственный интеллект» способен будет ориентироваться без помощи оператора. Компьютер будет иметь «слух» и «зрение» и сможет дифференцировать оптические образы и звуки. Разве что команды ему надо будет голосовые подавать, а если он что-то не поймет, так сам и переспросит… Причем на том же языке, который будет понятен водителю. Что ж, мечтать, как говорится, не вредно.
Константин Изменчивый, по материалам directorinfo.ru и osp.ru