Ближнее зарубежье |
Почетный президент ОАО «Украинская автомобильная корпорация» («УкрАВТО») Тариэл Васадзе решил поделиться контролем над своим иностранным активом — Варшавской автомобильной фабрикой FSO (Fabryka Samochodow Osobowych) — с американцами. Корпорация «УкрАВТО» и южнокорейская компания GM Daewoo, входящая в состав американского концерна General Motors, объявили о достижении договоренности по созданию СП на базе FSO, доля Украинской автомобильной корпорации в котором составит 60%, а GM Daewoo — 40%.
Как уже сообщала «ДС», «УкрАВТО» получила контроль над FSO в 2005 г., после того как входящий в ее состав Запорожский автомобильный завод выкупил ранее принадлежавшие польским властям 19,9% акций компании, дающие ему право на 84,3% голосов на собраниях собственников Fabryka Samochodow Osobowych. Интерес Тариэла Шакровича к этому предприятию был логичным: ранее польский завод так же, как и его украинский визави, находился под контролем южнокорейской корпорации Daewoo, наладившей на них сборку автомобилей Lanos. После того как «Укр-АВТО» стала управлять FSO, компания заявила о желании заняться на своем польском активе выпуском более перспективных авто «в сотрудничестве с одним из ведущих автомобильных концернов». То, что им в итоге оказался General Motors, не стало неожиданностью. Обе компании знакомы еще с 2003 г., когда они подписали генеральное дистрибьюторское соглашение, в ходе которого «УкрАвтоЗАЗ-Сервис», входящая в «УкрАВТО», стала официальным дистрибьютором в Украине автомобилей Chevrolet, а позднее ЗАЗ освоил сборку нескольких моделей (Aveo, Evanda, Lacetti и Tacuma). Параллельно GM DAT (управляющая компания GM Daewoo) договорилась о сотрудничестве с ЗАО «ЗАЗ», в результате которого в 2004 г. украинский завод наладил полномасштабное производство седана Lanos T-150.
Сотрудничество «УкрАВТО» и GM в Польше принесло первые плоды. 6 ноября запущена линия по выпуску седана Chevrolet Aveo, а уже в 2008 г. планируется производство хэтчбеков этой марки. Всего в наступающем году FSO намерена изготовить 60 тыс. Aveo, а в 2009 г., как ожидается, их производство достигнет 100 тыс. авто. По данным «УкрАВТО», через один-два года FSO прекратит выпуск Lanos и полностью сконцентрируется на Chevrolet (мощности завода позволяют производить около 240 тыс. автомобилей ежегодно). Эти авто предполагается продавать в основном в Евросоюзе, а также в Украине и России.
Судя по всему, г-н Васадзе поделился с General Motors контролем над FSO вынужденно, понимая, что самостоятельно он не сможет обеспечить перспективное развитие польского завода. Во-первых, продолжение производства на польском предприятии автомобилей Lanos, соответствующих устаревшим экологическим нормам Euro 2, не позволяло компании претендовать на освоение европейского рынка, где действуют более жесткие нормы Euro 4, да и продвижение этих не самых презентабельных авто в Европе вряд ли принесло бы Тариэлу Шакровичу желаемую отдачу. Во-вторых, в сентябре 2007 г. американская корпорация Ford выиграла конкурс по приобретению у Румынии предприятия Daewoo Automobile Romania (на его покупку претендовала «УкрАВТО», но не смогла участвовать в тендере из-за несоответствующего квалификационным условиям объема производства), которое является главным поставщиком двигателей на FSO для автомобилей Lanos и на ЗАЗ — для Chevrolet Aveo. Похоже, что эти обстоятельства и приблизили заключение г-ном Васадзе союза с GM.
Деловая столица (Киев)