Подержанные иномарки подешевеют осенью

На рынке подержанных машин иномарки растут в цене, а российские авто, напротив, падают. По мнению экспертов, эта тенденция будет наблюдаться все лето, но осенью ситуация в корне изменится.

В мае этого года цены на подержанные иномарки в России выросли на 6,4%. В то же время продукция национального автопрома на вторичном рынке подешевела на 7,3%. По данным суперавтомаркета «Формула 91», первую цифру можно объяснить сезонными факторами.

«Тенденция к удорожанию легковых иномарок с пробегом прослеживается в течение нескольких последних месяцев, — рассказывает начальник отдела продаж «Формулы 91» Станислав Сердюк. — Дело в том, что весна — это традиционный период роста спроса и повышения цен на вторичном рынке. В мае темпы несколько замедлились, что говорит о постепенном возвращении рынка к равновесному состоянию».

А вот цены на российские автомобили с пробегом, вероятно, будут падать и дальше. Особенно подешевели некоторые модели АвтоВАЗа (21099 и 21102). Их стоимость за минувшие 5 лет упала более чем на 30%.

«Эти авто резко падают в цене, поскольку их производство было прекращено еще в 2005 году, — продолжает Сердюк. — Рынок не пополняется новыми машинами, модели в целом стареют, и снижение их средней стоимости теперь станет нормальным и постоянным явлением».

По мнению аналитиков, с покупкой подержанной иномарки лучше всего подождать до осени. Именно тогда ожидается снижение их стоимости.

«Действительно, весной и летом наблюдается рост цен на подержанные иномарки, — объясняет аналитик холдинга «Финам» Алексей Захаров. — В это время люди собираются на дачу и, как правило, покупают себе машины, которые не жалко «убить». Продавцы это знают и поднимают цены».

Как отметил Захаров, осенью цены вернутся на прежний уровень или даже упадут. На рынке появились доступные иномарки, новые модели которых конкурируют по цене с подержанными авто. Например, Hyundai Solaris или модель Kia, которая будет представлена следующей осенью.

«Симпатии покупателей на стороне этих автомобилей. Заводы даже не успевают обеспечить ими всех желающих», — подчеркнул эксперт.

Как выяснили специалисты аналитического агентства autoscore.ru, российские подержанные авто в среднем падают в цене в год на 7,1-14,6%. Этот показатель выше, чем у иномарок среднего ценового сегмента, но ниже, чем у топовых моделей BMW и Mercedes.

На размер падения стоимости влияют как объективные факторы (надежность машины, распространенность, цена ремонта), так и субъективные (популярность модели, ожидания продавцов и покупателей, отношение целевой аудитории к подержанным автомобилям).

В агентстве также отмечают рекордные падения продукции АвтоВАЗа.

«Мерседесы» дешевеют из-за потери престижа и смены целевой аудитории, а вот стоимость ВАЗа уменьшает, скорее всего, низкий спрос при большом предложении», — считают эксперты autoscore.ru.

Также значительно теряет в цене Lada Priora (7,8% в год, 33,2% за пять лет) и Kalina (10,2% в год, 41,7% за 5 лет).

Стоит отметить, что цены на новые автомобили АвтоВАЗа, напротив, растут. Только за июнь их стоимость поднялась на 1%. А за пять месяцев текущего года цена на металл и комплектующие для АвтоВАЗа выросли на 15% и 6% соответственно. Но, несмотря на такую тенденцию, покупатели все равно находятся. В 2010 году АвтоВАЗ увеличил объемы продаж в России и на экспортных рынках на 48,9% по сравнению с 2009-м.

«На цены влияет громадное количество факторов, предсказать их появление и взаимное влияние почти невозможно, — рассказывает «Труду» ведущий эконометрик autoscore.ru Антон Скобин. — Например, сделает мэр Москвы платный въезд в пределы Садового кольца — и цены на старые и дешевые машины в Москве чуть-чуть упадут. С отменой техосмотра они же могут немного вырасти».

По словам Скобина, на вторичном рынке действуют четыре типа контрагентов, которые определяют климат в сфере. К первому типу относятся те, кто хочет продать машину быстро, они вовсю поднимают цены. Ко второму — те, кто продает машину не спеша. Они стабилизируют цены. К третьему — те, кто покупает машину быстро. Поскольку они соглашаются на условия продавца, то в целом повышают цены. Четвертый тип — те, кто покупает машину не спеша. Они сбивают цены.

Получается, что в целом уровень цен зависит от количественного соотношения этих групп. Если на рынке быстрые продавцы и медленные покупатели, цены резко снижаются. Но это кризисная ситуация. Если продавцы медленные, а покупатели быстрые, цены стремятся вверх. Какие продавцы и покупатели будут преобладать в дальнейшем, предсказать невозможно.

Полина Потапова, Труд