Ближнее зарубежье |
В июне 2007 года в Казахстане началось производство автомобилей концерна General Motors. По традиции американская компания запустила в качестве пионера на развивающийся рынок свою бюджетную марку – Chevrolet. На заводе «Азия-Авто» в Усть-Каменогорске началось производство кроссовера Chevrolet Captiva, небольшого седана Lacetti и седана бизнес-класса Epica. Основную долю инвестиций ($7–8 млн.) взяла на себя казахстанская сторона. Джиэмовцы вложили меньше, но они взяли на себя обучение рабочих и логистику. Американцам не пришлось строить себе плацдарм в Средней Азии с нуля. Ранее завод в Усть-Каменогорске освоил крупноузловую сборку Lada 4Х4, Skoda Octavia и Superb. А с июня там производят Lada-21099.
Универсальный конвейер предприятия позволяет собирать различные марки.
На специальных передвижных креплениях кузова Skoda соседствуют с «девяносто девятыми».
Для Chevrolet пока используется постовая сборка: на специальных тележках кузова вручную транспортируют к стационарному рабочему месту. Цеха укомплектованы современным оборудованием и позволяют собирать 47 автомобилей в день и свыше тысячи в месяц.
Кроме того, строится помещение по окраске, и планируется цех сварки. По данным администрации, уже сейчас по качеству сборки иномарок казахстанский завод значится в списке лучших предприятий как по моделям Skoda, так и Chevrolet. То же самое касается «Нивы» и «девяносто девятой» – здесь на них рабочие тратят больше времени, чем в Тольятти, шутят в Казахстане.
Пока предприятие работает в режиме «свободного склада», так же как начинал Ford во Всеволожске. Сваренные и окрашенные кузова автомобилей поступают на завод, где на них устанавливаются двигатели и агрегаты. За счет того, что ввезенные автомобили облагаются пошлиной как комплектующие, их себестоимость снижается на 10%. Модели Chevrolet везут поездом из Южной Кореи, с завода GM Daewoo (GM DAT). Там же рабочие «Азия-Авто» обучались собирать американские машины.
Постоянные визиты на завод президента Назарбаева свидетельствуют о том, что первый казахстанский автомобилестроитель приобрел статус градообразующего предприятия.
Однако внутренние проблемы не позволяют заводу достичь высокой производительности.
По оценкам экспертов, ежегодно в Казахстан ввозится более 300 тыс. автомобилей, при этом от 85% до 87% из них – это подержанные машины. Это существенно осложняет продажи новых автомобилей. Иномарки везут на паромах из США, Европы и особенно много из Арабских Эмиратов. Последняя страна в большом количестве снабжает Астану, Алма-Ату и другие более или менее крупные города подержанными машинами Toyota.
Премьер-министр Казахстана Карим Масимов неоднократно заявлял, что недоволен ввозом в страну экологически грязного транспорта. На фоне этих высказываний автодилеры чувствуют себя увереннее, и при всем насыщении рынка подержанным транспортом продажи новых автомобилей постоянно растут. «Пока мы сталкиваемся с известной трудностью, – говорит один из продавцов автомобилей. – Имея $15 тысяч на покупку авто, потребитель, скорее, склоняется к приобретению «бэушного» автомобиля премиум-класса – Lexus IS, Mercedes E-classe или праворульного японца, нежели пусть даже нового бюджетного седана или непрестижной малолитражки».
Для того чтобы решить эту проблему, а заодно избавиться от экологически грязных «старушек», казахстанское правительство для начала запретило ввоз праворульных «японцев». А в ближайшее время ожидается введение заградительных тарифов на ввоз подержанных машин старше семи лет по примеру России.
«Помню, какая была истерия тогда в российских СМИ по поводу введения пошлин, – говорит глава автозавода в Усть-Каменогорске Ержан Мандиев. – А когда запрет вступили в силу – все стихло, люди потихоньку стали покупать новые автомобили.
В результате за короткий срок российский авторынок кардинально перестроился, водители пересели на бюджетные модели, и ветхий транспорт стал исчезать. За считанные месяцы продажи Peugeot 206 подскочили до небывалых результатов».
Бизнесмен надеется, что похожее явление произойдет и в Казахстане. Но пока рассчитывать на сверхпродажи его предприятию не приходится, в этом году завод произведет всего 12 тыс. автомобилей, примерно 3 тыс. из них модели Chevrolet.
Руководство «Азия-Авто» ожидает скорых перемен к лучшему и активно рекламирует свою продукцию. В числе одной из таких акций был и тест-драйв на Большом Алма-Атинском озере четырех внедорожников Captiva местной сборки. Машины поднимались по заснеженным серпантинам на высоту 2500 метров к чистейшему резервуару питьевой воды города. Таким образом, компания заявила о том, что Captiva с подключаемым полным приводом идеально подходит для горно-степного рельефа Казахстана.
Оптимизм производителей подкрепляется еще тем, что продажи внедорожников в республике составляют до 40% от общего числа легкового транспорта.
Любовь к большим машинам и стиль вождения водителей создают ощущение, что ментальность граждан Казахстана близка российским людям. Те же нарушения на красный свет, разворот через две сплошные, алчные гаишники и преобладание внедорожников.
Среди самых продаваемых в Казахстане моделей чаще всего встречаются Lexus LS и Toyota Land Cruiser. Вазовская классика практически исчезла из столицы Казахстана и экономического центра – Алма-Аты. Тем не менее, по областям и ближе к границам с Россией «Жигули» все еще успешно воюют с пожилыми иномарками.
На вопрос, не боится ли усть-каменогорский завод конкуренции со стороны таких же сборочных предприятий в России, Ержан Мандиев говорит, что это будет выгодно всем: «Если для России откроется маленький рынок Казахстана, то для нас будет доступен огромный рынок России. Впрочем, пока это невозможно. Для экспорта нужна 50 процентная локализация (перехода на комплектующие местной сборки), а этого пока никто в Казахстане достичь не может». Доля комплектации местными автокомпонентами в Усть-Каменогорске не превышает 12%.
Сейчас на заводе «Азия-Авто» работают около 600 человек, включая рабочих, инженеров и менеджмент.
На предприятии нет профсоюза, и работодатель твердо заявляет, что и в будущем он не появится. В Казахстане боятся повторения у себя акций протеста, из-за которых завод Ford во Всеволожске не работал почти месяц.
«Я считаю, что требования профорганизации Ford во Всеволожске неоправданно завышены, – говорит Мандиев. – Мы не хотим у себя возникновения такого рода конфликтов, поэтому будем пресекать возникновение подобных выступлений». Средняя зарплата рабочих на заводе в пересчете на рубли колеблется в районе 10 тыс.
GM обещает начать официальные поставки в Казахстан моделей своих люксовых брендов Hummer и Cadillac. Американцы считают, что у этих машин серьезный потенциал в стране. «Сейчас рассматривается возможность сборки люксовых марок у нас на заводе. Но решение будет приниматься в зависимости от результатов продаж», – резюмирует глава автозавода «Азия-Авто».
Газета.ru