Nissan подъезжает к АвтоВАЗу

Переговоры альянса Renault-Nissan о приобретении контроля над АвтоВАЗом вошли в завершающую стадию. Nissan Motor Co. готов заплатить до $1 млрд. за 25% акций российского автопроизводителя.

На самом российском заводе комментировать эту информацию отказались. Представитель предприятия Игорь Буренков пояснил, что этот вопрос находится исключительно в ведении акционеров. В российском офисе Nissan тоже не смогли подтвердить завершение переговоров. В свою очередь, руководитель пресс-службы крупнейшего на сегодняшний день акционера АвтоВАЗа — госкорпорации «Ростехнологии» Валерий Картавцев не стал отрицать возможность того, что Nissan купит долю в автозаводе. Однако деталей переговоров он не раскрыл. «Когда они у нас купят (акции АвтоВАЗа. — Ред.), тогда и будем комментировать. Переговоры — это процесс деликатный. Сейчас и та, и другая стороны имеют обязательства переговоры не комментировать», — объяснил свою позицию Картавцев.

На сегодняшний день партнеру Nissan по альянсу — компании Renault — уже принадлежат 25% акций АвтоВАЗа. Французы приобрели блок-пакет еще до кризиса — в 2008 году. Кризис сильно ударил по мировому автопрому, проблем не избежали и российские автопроизводители. Чтобы не допустить банкротства АвтоВАЗа, власти предоставили ему поддержку в виде кредитов. К концу 2010 года долг предприятия достигал 75 млрд. рублей (на момент покупки акций французами в 2008 году долги российского автопроизводителя были на уровне 67,4 млрд. рублей). Крупнейший кредитор АвтоВАЗа — «Ростехнологии». В прошлом же году партнеры договорились о реструктуризации задолженности АвтоВАЗа путем допэмиссии, которая пройдет в два этапа до 2012 года. Предполагалось, что в результате Renault сохранит свои 25%. «Ростехнологии» к 2012 г. нарастят долю до 36% (конвертировав таким образом часть долга предприятия в акции). Наконец, участие «Тройки Диалог» в АвтоВАЗе снизится с нынешних 25% до 20,5%. Но затем премьер-министр Владимир Путин предложил Renault- Nissan увеличить свою долю в АвтоВАЗе до контрольной. Недавно глава Renault-Nassan Карлос Гон заявил, что до конца этого года альянс получит контрольный пакет АвтоВАЗа.

Единственное, что вызывает сомнение, — это сумма в $1 млрд. за 25% АвтоВАЗа. «Сейчас рыночная капитализация предприятия, даже с учетом роста в 6-7%, находится на уровне $1,5 млрд.», — говорит аналитик агентства «Инвесткафе» Максим Лобада. Соответственно 25% должны были бы стоить порядка $375 млн. По словам аналитика, даже на самом своем взлете в 2007 году АвтоВАЗ не стоил дороже $3 млрд. Поэтому даже тогда за 25% акций не стоило бы платить больше $750 млн. Впрочем, Renault заплатил за свой пакет в 2008 году $1 млрд.

Если сравнить отношение рыночной капитализации к продажам машин по итогам прошлого года, то в случае с Nissan получится цифра 10, с Renault — 6, а для АвтоВАЗа — всего 2,7. Поэтому, предполагает Лобада, цифра в $1 млрд. рассчитана с оглядкой на будущее — когда альянс Renault-Nissan подтянет уровень менеджмента Волжского автозавода до собственного уровня.

Алексей Ашихмин, Павел Арабов, Известия (Москва)