Таджикистан: «правый руль» запрещен







Ближнее зарубежье

Ближнее зарубежье

Постановлением правительства Таджикистана от 30 декабря 2007 года в страну запрещен ввоз легковых автомобилей с правосторонним рулем.


Итак, то, о чем многие таджикские автомобилисты говорили все последние месяцы, случилось. Ввоз в Таджикистан автомобилей с правым рулем теперь запрещен. Важный момент: временный ввоз, транзит и реэкспорт этих автомобилей данным постановлением не запрещается.


Основанием для принятия правительством данного решения стало мнение, что правосторонние авто создают угрозу безопасности на дорогах. Об этом в частности, говорил и президент страны на встрече с предпринимателями. Мы попытались узнать, как часто правосторонние авто попадают в дорожно-транспортные происшествия? Оказалось, что таких данных в УГАИ МВД нет. Начальник отдела пропаганды этого ведомства Хабибулло Мунавваров сообщил нашему корреспонденту, что статистика правонарушений с использованием правосторонних автомобилей никогда не велась. По его словам, даже в техническом паспорте легковых автомобилей не указано, с какой стороны находится руль…


Между тем, по информации первого заместителя начальника Таможенной службы при правительстве РТ Рахматова, в течение последних двух лет в республику было завезено около 2500 автомобилей с правосторонним рулем. Еще около 1000 единиц авто находятся на стадии оформления и регистрации. Вообще же, по некоторым данным, в Таджикистане сегодня насчитывается около 5000 правосторонних автомобилей.


Что станет с ними теперь? Будет ли их владельцам разрешено продолжать эксплуатировать такие автомобили и впредь? Ведь не секрет, что большинство людей годами экономили на всем и копили деньги, чтобы приобрести своих «железных коней». Теперь эти деньги «сгорят»? Однозначного ответа пока нет. Пока эксплуатация правосторонних автомобилей не запрещена. Что будет завтра, неизвестно.


Между прочим, с подобной проблемой впервые столкнулись граждане России и Казахстана. Казахское правительство, к примеру, попыталось запретить не только ввоз таких автомобилей, но и их эксплуатацию в стране. Во время обсуждения этого проекта владельцы автомобилей с правосторонним рулем с целью защиты своих прав даже организовали массовый митинг! И тогда правительство Казахстана постановило: запретить только ввоз правосторонних авто. Сама их эксплуатация разрешена до 2010 года.


В нашей стране пользоваться машинами с правым рулем пока тоже можно. Но не исключено, что и в Таджикистане в будущем «правый руль» будет запрещен. Что тогда? Как выходить из ситуации?


Все как всегда, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. В Душанбе и Курган-Тюбе, говорят, уже есть мастерские, где вам смогут переставить руль справа налево. Эта операция обойдется клиенту примерно в 1000-1500 долларов. Это довольно дорого, учитывая, что большинство владельцев правосторонних автомобилей приобретали их за 3-4 тысячи. Что делать? По словам некоторых автолюбителей, часть наших сограждан уже перевозят свои автомобили в соседний Афганистан и переделывают их там. Все расходы — на получение виз, перевоз автомобилей, проживание в гостиницах Афганистана и услуг мастеров — намного ниже, чем расходы на смену руля в Душанбе.


«Я приобрел автомобиль всего два месяца назад. Что мне теперь делать? — говорит душанбинец Комил Исаев, — За несколько месяцев или даже год мы не сможем решить эту проблему. Мы должны перепродать свои автомобили в соседний Афганистан или накопить нужную сумму для переделки руля. По-моему, для решения этих проблем правительство должно дать людям определенное время…».


Хорошо, допустим, время дали. Но насколько переброска руля возможна технически и допустима с точки зрения безопасности? С этим вопросом мы обратились к начальнику отдела пропаганды УГАИ МВД Хабибулло Мунавварову.


- В некоторых правосторонних автомобилях с левой стороны есть место для перестановки руля и другого оборудования. Это было предусмотрено заводами-изготовителями. Но есть и немало автомобилей, в которых место для переустановки не предусмотрено. Еще одна проблема для наших автомастеров – это переустановка электрооборудования на панели машины. Думаю, и эту проблему можно решить, но переоборудованные автомобили должно проходить строгий технический контроль. Возможно, потребуется создание специальной комиссии из числа сотрудников ГАИ, министерства транспорта и коммуникаций, а также технических специалистов, — сказал он.


Редакция со своей стороны надеется, что правительство Таджикистана не ущемит права своих отнюдь не самых богатых граждан и примет взвешенное решение по дальнейшей судьбе правосторонних автомобилей.







Эмомали Саидамирзод, Азия-плюс