Группа Inchcape в отчетности за I полугодие 2011 г. сообщила, что завершила сделку по покупке Musa Motors, выплатив в июне за 24,9% этой компании 19,6 млн. фунтов стерлингов ($32 млн.), основываясь на ее EBITDA в 2010 г. С учетом этих затрат поглощение 100% российского автодилера обошлось Inchcape в $272 млн., что почти в 2,6 раза меньше оценки Musa Motors при заключении этой сделки
Inchcape договорилась о приобретении Musa Motors весной 2008 г. По условиям соглашения максимальные выплаты за 100% долей группы могли составить $700 млн., или более 20 EBITDA за 2008 г. Тогда эта оценка буквально взорвала рынок, рассказывал основатель группы «Рольф» Сергей Петров — она подкрепляла надежды на радужное будущее российского авторынка. Владельцы региональных дилерских «сетей» из двух салонов продаж стали смело просить за свой бизнес по $100 млн., сокрушался Петров. Но уже осенью 2008 г. продажи новых автомобилей начали резко падать, и если по итогам года рынок еще показал рост, то в 2009 г. в России было продано на 49% меньше новых легковушек.
Inchcape сразу выплатила владельцу компании — ее основателю Борису Тетереву — $200 млн. за 75,1%-ную долю в Musa Motors, привязав последующие выплаты за этот пакет (максимум — $450 млн.), а также за опцион на оставшиеся 24,9% со сроком исполнения в 2011 г. (максимум — $250 млн.) к уровню EBITDA Musa Motors в 2008-2010 гг. Официально Musa свои финансовые показатели не раскрывает, но, по оценке журнала «Авто бизнес ревю», ее выручка в 2008 г. составляла $835 млн., а в 2009 г. все российские предприятия Inchcape (у компании кроме Musa Motors семь дилерских центров в Санкт-Петербурге и СП в Москве с «Независимостью») заработали около $833 млн. Сама группа Musa насчитывает 12 дилерских центров под брендами Musa Motors, «Борисхоф» и Rolls-Royce Motor Cars Moscow.
Объявленные выплаты Inchcape за Musa Motors оказались значительно ниже ожиданий. Так, за 75,1%-ную долю она доплатила всего $40 млн. (т. е. этот пакет обошелся ей в $240 млн.), а стоимость опциона была урезана по сравнению с максимальной в 7,8 раза.
До кризиса ожидания владельцев автодилерского бизнеса были завышенными, сейчас же они стали более приземленными и обсуждаемые мультипликаторы в сделках приближаются к показателям развитых рынков — в диапазоне 5-7 EBITDA, говорит директор российского офиса Ernst & Young Иван Бончев. У Musa Motors показатель EBITDA за 2010 г. — около $19 млн., уверяет знакомый Тетерева, т. е. стоимость 24,9%-ной доли рассчитана исходя из оценки всей компании по мультипликатору 6,7.
Во время кризиса инвестиционных сделок не было, но сейчас рынок оживился и в скором времени можно ждать сделок, считает Бончев. Но запросы продавцов снова заоблачные, пожаловался владелец крупной дилерской группы, который последние месяцы обсуждал поглощение конкурента.
Быстрый рост российского рынка на фоне стагнации в Европе может привлечь внимание и других иностранных автодилеров, считает президент ассоциации «Российские автодилеры» Андрей Петренко. В этом году в стране уже начал работать крупнейший в Восточной Европе дилер подержанных автомобилей — чешская AAA Group, напоминает он. Та же Inchcape получила в России за первую половину 2011 г. прибыль от реализации в размере 10,1 млн. фунтов стерлингов, что на 83,6% выше показателя соответствующего периода 2010 г. Это 7,2% в общей прибыли группы от реализации.
Елена Виноградова, Ведомости
iPhone «на колёсах»
Европлан: грузовики Mitsubishi Fuso с выгодой до 29%
Расширение модельного ряда
RENAULT KWID – НОВОЕ ВИДЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ А-КЛАССА
АВИЛОН официальный партнер чемпионата России по кольцевым гонкам
Mitsubishi открыла интернет-магазины оригинальных запчастей и аксессуаров
Выгодные кредитные условия на Mitsubishi Pajero Sport в мае
Надежность измеряется будущим
АО МС Банк Рус снижает кредитные ставки и запускает новый кредитный продукт
Росавтодор оштрафовал дорожных строителей более чем на 500 млн рублей
Мitsubishi Motors Corporation показала рекордную прибыль по итогам продаж за 2014 финансовый год
АВИЛОН вручил победительнице конкурса «Мисс Россия 2015» ключи от Hyundai Solaris
BRIDGESTONE. ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА КИЛОМЕТР ЗА КИЛОМЕТРОМ
Электромобили Mitsubishi i-MiEV будут работать парконами в Москве
Во Владикавказе открылся первый дилерский центр Mitsubishi – «Алания Авто»