Musa Motors прошла уценку

Группа Inchcape в отчетности за I полугодие 2011 г. сообщила, что завершила сделку по покупке Musa Motors, выплатив в июне за 24,9% этой компании 19,6 млн. фунтов стерлингов ($32 млн.), основываясь на ее EBITDA в 2010 г. С учетом этих затрат поглощение 100% российского автодилера обошлось Inchcape в $272 млн., что почти в 2,6 раза меньше оценки Musa Motors при заключении этой сделки

Inchcape договорилась о приобретении Musa Motors весной 2008 г. По условиям соглашения максимальные выплаты за 100% долей группы могли составить $700 млн., или более 20 EBITDA за 2008 г. Тогда эта оценка буквально взорвала рынок, рассказывал основатель группы «Рольф» Сергей Петров — она подкрепляла надежды на радужное будущее российского авторынка. Владельцы региональных дилерских «сетей» из двух салонов продаж стали смело просить за свой бизнес по $100 млн., сокрушался Петров. Но уже осенью 2008 г. продажи новых автомобилей начали резко падать, и если по итогам года рынок еще показал рост, то в 2009 г. в России было продано на 49% меньше новых легковушек.

Inchcape сразу выплатила владельцу компании — ее основателю Борису Тетереву — $200 млн. за 75,1%-ную долю в Musa Motors, привязав последующие выплаты за этот пакет (максимум — $450 млн.), а также за опцион на оставшиеся 24,9% со сроком исполнения в 2011 г. (максимум — $250 млн.) к уровню EBITDA Musa Motors в 2008-2010 гг. Официально Musa свои финансовые показатели не раскрывает, но, по оценке журнала «Авто бизнес ревю», ее выручка в 2008 г. составляла $835 млн., а в 2009 г. все российские предприятия Inchcape (у компании кроме Musa Motors семь дилерских центров в Санкт-Петербурге и СП в Москве с «Независимостью») заработали около $833 млн. Сама группа Musa насчитывает 12 дилерских центров под брендами Musa Motors, «Борисхоф» и Rolls-Royce Motor Cars Moscow.

Объявленные выплаты Inchcape за Musa Motors оказались значительно ниже ожиданий. Так, за 75,1%-ную долю она доплатила всего $40 млн. (т. е. этот пакет обошелся ей в $240 млн.), а стоимость опциона была урезана по сравнению с максимальной в 7,8 раза.

До кризиса ожидания владельцев автодилерского бизнеса были завышенными, сейчас же они стали более приземленными и обсуждаемые мультипликаторы в сделках приближаются к показателям развитых рынков — в диапазоне 5-7 EBITDA, говорит директор российского офиса Ernst & Young Иван Бончев. У Musa Motors показатель EBITDA за 2010 г. — около $19 млн., уверяет знакомый Тетерева, т. е. стоимость 24,9%-ной доли рассчитана исходя из оценки всей компании по мультипликатору 6,7.

Во время кризиса инвестиционных сделок не было, но сейчас рынок оживился и в скором времени можно ждать сделок, считает Бончев. Но запросы продавцов снова заоблачные, пожаловался владелец крупной дилерской группы, который последние месяцы обсуждал поглощение конкурента.

Быстрый рост российского рынка на фоне стагнации в Европе может привлечь внимание и других иностранных автодилеров, считает президент ассоциации «Российские автодилеры» Андрей Петренко. В этом году в стране уже начал работать крупнейший в Восточной Европе дилер подержанных автомобилей — чешская AAA Group, напоминает он. Та же Inchcape получила в России за первую половину 2011 г. прибыль от реализации в размере 10,1 млн. фунтов стерлингов, что на 83,6% выше показателя соответствующего периода 2010 г. Это 7,2% в общей прибыли группы от реализации.

Елена Виноградова, Ведомости