Японцы растут хуже всех

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых автомобилей в России за I полугодие и июнь 2011 года. Темпы роста рынка начали замедляться — за 6 месяцев он вырос на 56%, до 1,2 млн. проданных автомобилей. За июнь автодилерам удалось продать 246,4 тыс. машин, лишь на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Для сравнения, в мае рынок показал рост на 48%, в апреле — на 42, в марте — на 77%.

Лидером по количеству проданных автомобилей в первом полугодии оставался АвтоВАЗ: волжскому автогиганту удалось реализовать 291,5 тыс. автомобилей, что на 31% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. При этом в июне заводу удалось продать 55 тыс. автомобилей, что на 6% больше, чем в мае. Однако АвтоВАЗ продолжает сокращать свою рыночную долю: по итогам полугодия она снизилась до 23,5% c 27% в 2010 году.

Значительный рост в первом полугодии текущего года показали практически все автоконцерны: Chevrolet (54%), Renault (76%), Nissan (119%), Ford (36%), VW (102%), Kia(59%), Hyundai (91%). Hyundai благодаря своему бестселлеру — модели Solaris в июне удалось обойти Renault и занять третье место по объему продаж. При этом Solaris третий месяц подряд становится самой продаваемой иномаркой на российском рынке — 10,8 тыс. проданных машин (со старта продаж реализовано 40 тыс. Solaris). На втором месте среди самых продаваемых иномарок остается Ford Focus (9,1 тыс. машин), а на третьем — Renault Logan (8,7 тыс. машин).

По мнению руководителя направления машиностроения и транспорта по России и СНГ A.T. Kearney Moscow Евгения Богданова, Hyundai Solaris смог обогнать в продажах Ford Focus лишь потому, что «у Focus сейчас идет смена поколения, а в это время всегда снижается объем производства». «В любом случае Solaris до конца года останется самой продаваемой иномаркой, так как Focus не успеет нагнать его, а Logan уже теряет свои позиции на рынке, его жизненный цикл уже подходит к концу», — рассуждает эксперт.

На фоне общего замедления роста рынка самое серьезное снижение продаж в июне показали японские марки. Наименьший рост среди них продемонстрировала Toyota, в июне ей удалось продать только 7,4 тыс. машин — на 7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Продажи Honda выросли на 18%, до 1,8 тыс. проданных автомобилей, Mitsubishi — на 49%, до 5,5 тыс. штук, Suzuki — на 19%, до 2,7 тыс. штук, Nissan — на 63%, до 9,9 тыс. штук. В марте, например, продажи Toyota показывали рост на 168%, Nissan — на 146, Mitsubishi — на 171%. Правда, по итогам полугодия японские автомобили по-прежнему демонстрируют неплохие темпы роста продаж — Toyota увеличила их на 86%, Nissan — на 119, Mitsubishi — на 135%.

Президент ГК «Фаворит Моторс» Владимир Попов такую тенденцию объясняет последствиями мартовского землетрясения в Японии: «Закончились стоки автомобилей, произведенных до землетрясения, и авторынок начал ощущать на себе последствия остановки заводов в марте». Такой ситуации автодилеры ожидали и еще в апреле рассказывали о том, что час икс должен наступить ближе к концу июня.

В Toyota сообщили, что за время остановки производства, которая произошла сразу после землетрясения 11 марта и для некоторых заводов компании продлилась вплоть до 18 апреля, «всего не было произведено около 450 тыс. автомобилей». Сколько именно машин из этого количества было недопоставлено в Россию, в компании не пояснили. В компании говорят, что задержки на поставку уже заказанных в России машин сейчас составляют от трех до четырех месяцев. В Nissan утверждают, что существенных проблем в связи с катаклизмами в Японии не ощутили. «Есть лишь небольшие задержки по отдельным комплектациям отдельных моделей», — сообщила представитель Nissan в России Татьяна Натарова. В Mitsubishi уверяют, что катастрофа в Японии никак не отразилась на продажах компании в России, более того, в мае российский рынок стал самым крупным по продажам для Mitsubishi, обогнав рынок США. Главный управляющий директор компании «Рольф» Татьяна Луковецкая подтверждает, что говорить о том, что на рынке недостаточно всех моделей японских брендов, нельзя, но отмечает, что существует дефицит ряда ликвидных моделей, которые зачастую являются объемообразующими, в частности внедорожников Toyota.

Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов считает, что сейчас ниша японских автомобилей может быть занята их конкурентами, в частности корейскими производителями, но, «как только возобновятся стабильные поставки, японские марки вернут свою долю рынка, на них есть устойчивый спрос». Однако в ближайшие 2 месяца, по мнению Владимира Попова, продажи японских машин продолжат замедляться «из-за катастрофической нехватки автомобилей». «Их восстановление начнется только с февраля-марта следующего года», — полагает он. Также он отмечает, что особенно сложно будет увеличивать продажи Honda, которая и раньше росла медленно, например, в первом квартале ее продажи уменьшились на 1%, с января по май — на 9%. По его словам, восстановление продаж этой марки будет осложняться в том числе и тем, что у Honda менее агрессивная маркетинговая стратегия.

Продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в России по маркам

январь- % к январю- июнь % к июню

июнь июню 2011 2010

2011 2010

Lada 291 540 31,00 55 029 7

Chevrolet 81 527 54,00 18 093 73

Renault 74 337 76,00 15 198 78

Hyundai 73 813 91,00 16 211 120

Kia 72 901 59,00 14 507 44

Nissan 59 374 119,00 9931 63

Toyota 57 615 86,00 7424 7

Ford 53 556 36,00 12 867 31

Volkswagen 45 517 102,00 11 167 115

Daewoo 45 127 40,00 9402 27

Самые продаваемые модели в России

январь- % к январю- июнь % к июню

июнь июню 2011 2010

2011 2010

Kalina 72 576 81 13 327 35

Lada 2105/2107 69 500 35 11 138 -34

Priora 68 298 14 13 704 19

Samara 53 591 6 11 584 18

Renault Logan 41 934 42 8785 61

Hyundai Solaris 40 351 — 10 833 -

Ford Focus 38 438 28 9156 21

Lada 4×4 27 573 38 5274 55

Daewoo Nexia 26 097 40 5454 24

Kia Rio 24 455 89 4898 53

Источник: АЕБ

Егор Попов, Коммерсантъ