Дешево и быстро

В следующем году Минпромторг может рассмотреть вопрос о продаже автомобилей российских производителей по аналогии с программой утилизации, но уже для социально незащищенных слоев населения.

Такая работа возможна с Минздравсоцразвития, сказал директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения минпромторга Алексей Рахманов.

Но сама программа утилизации продлеваться на следующий год не будет. В кризис она была нужна и способствовала дополнительным продажам, а сейчас только замедлит ситуацию в коммерческом секторе. Поэтому если будет необходимо, то льготную продажу автомобилей проведут в рамках уже других программ. Рахманов напомнил, что 16 миллионов человек в России ездят еще на автомобилях старше 10 лет, так что перспектива по обновлению парка есть. Госпрограмма утилизации, которая была начата в 2010 году, охватила не всех владельцев. В ней участвовали 73 региона, 218 городов и 1902 дилера. В любом случае, подводя предварительный итог, Рахманов отметил, что программа не привела к увеличению числа автомобилей на дорогах, так как старые обменивались на новые. Кроме того, по его словам, на каждый вложенный рубль в рамках программы получено 2 рубля налоговых платежей от каждой купленной машины. 77 процентов выписанных свидетельств получил АвтоВАЗ, это доказало популярность машин в невысоком ценовом сегменте. Жигулевской классики старых моделей было продано 47 процентов, другие производители также получили свою долю в программе. Рахманов считает, что негативного эффекта при закрытии программы автопром особо не почувствует, тем более к концу года предполагается выпуск еще одного автомобиля в низкой ценовой категории 220 тысяч рублей. И он как раз может сгладить прекращение программы утилизации для тех, кто рассчитывает на покупку недорогого автомобиля.

Однако в этом предпочтении автомобилистов, кроется и один из минусов программы. По словам главы минпромторга Виктора Христенко, огромный ресурс программы ушел на старый модельный ряд, то есть многие предпочитали покупать именно старую классику, меняя свое старое авто на аналогичный автомобиль. Конечно, удалось создать сеть точек по утилизации, причем стоимость одной такой установки приблизительно 12 миллионов евро. И сейчас на территории России действует 184 пункта по приему старых автомобилей. Причем, более ста не прекратят свое действие и в дальнейшем, что является хорошим толчком для создания такой новой отрасли, как рециклинг автомобилей. При этом министр подчеркнул, что создание системы полного жизненного цикла автомобилей — интересная задача на будущее. Минпромторг сейчас работает над нормативной базой, которая позволила бы определить затраты на рециклинг и обозначить, кто будет нести риски в этой сфере.

Татьяна Шадрина, Российская газета (Москва)