Автопром требует обнуления пошлин на металлопрокат

Объединение автопроизводителей России (ОАР) предлагает обнулить импортные пошлины на зарубежный металлопрокат, используемый при производстве автомобилей. Завершить подготовку обоснования таких мер в ОАР обещают в ближайшее время, после чего оно будет направлено в Минэкономразвития и комиссию Таможенного союза.

Как рассказал исполнительный директор ОАР Игорь Коровкин, речь идет прежде всего о листе для штамповки кузовов и отдельных сортах стали для рамного производства. Всего же производители автомобилей насчитали около 30 наименований металлопродукции, на которые теперь просят полностью обнулить таможенные ставки, составляющие от 5 до 15%.

По словам Коровкина, автозаводы сейчас начали выходить на нормальную мощность. А металл составляет до 10% стоимости автомобиля, напоминает он. Соответственно, любое подорожание металла неизбежно приведет к росту конечной стоимости машин. «Но рынку надо расти!» — говорит исполнительный директор ОАР и добавляет, что, повышая цены на машины на 4% при 30-процентном росте цен на прокат, автопроизводители должны отчитываться, почему так произошло. «Если прибыли металлургических компаний доходят до 50% и выше, то у нас они не поднимаются выше 12% ни по одному из предприятий», — отмечает Коровкин.

Он напомнил, что некоторые компании вообще не хотят заниматься автомобильным листом, потому что им это невыгодно. Хотя Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), по словам Коровкина, работает с ОАР «в паритете». То есть выполняет условия соглашений и обеспечивает «нормальные условия поставки металла». Может быть, именно поэтому на самой Магнитке инициативу ОАР посчитали «странной». «Отечественные автопроизводители покупают металлопрокат у российских металлургов по формуле цены, контракты на поставку у большинства из них заключаются в начале года на все 12 месяцев. Причин для недовольства быть не должно», — заявил представитель ММК.

По его словам, в середине июля на Магнитке была запущена первая очередь комплекса холодной прокатки — стан «2000». После запуска второй очереди комплекса, которая будет введена в строй в 2012 г., ММК должен стать основным поставщиком автолиста для нужд автопроизводителей, включая иностранных, работающих на территории РФ, говорят на заводе.

В группе «Соллерс», например, отнюдь не против этого, но до введения новых мощностей российских компаний настаивают на возможности дешевого импорта.

В свою очередь, на Новолипецком металлургическом комбинате заявили, что никогда не были против импорта по тем позициям, где компания не могла обеспечить качество или объемы производства. И это уже было сделано в 2008 году с автолистом, когда автопроизводители заявляли, что их не устраивает качество продукции компании, напомнили там. Но в итоге ни одной тонны проката завезено не было, так как цены российских производителей ниже, а качество соответствует потребностям рынка, резюмировали в НЛМК.

Но автозаводы хотят иметь больший выбор. Как отмечает вице-президент Группы ГАЗ Елена Матвеева, предложения ОАР расширят возможности российских автопроизводителей по закупке более качественного металла. «Хотя снижение таможенных пошлин полностью ценовую разницу между отечественными и импортными поставками проката и не нивелирует, но все же позволит автопроизводителям рассматривать дополнительные варианты по отдельным позициям, при которых требование бескомпромиссного качества может стать решающим», — объяснила свою позицию топ-менеджер.

На КАМАЗе инициативу ОАР также поддержали. А вот АвтоВАЗ высказался осторожнее. По словам директора по внешним связям завода Игоря Буренкова, АвтоВАЗ сейчас готовит свои предложения, касающиеся «наиболее эффективного и взаимовыгодного сотрудничества с российскими и зарубежными поставщиками металла». Свое мнение по поводу импортных пошлин на металлопродукцию на заводе сформируют позже, добавил представитель компании.

Даже если импортные пошлины и отменят, продукция вряд ли станет сильно дешевле. Как отмечает аналитик «ВТБ Капитала» Александр Пухаев, везти металлопрокат из Европы все равно будет дорого. «Ведь сами транспортные издержки можно рассматривать в качестве пошлины», — говорит эксперт. Поэтому многое, по его словам, зависит от того, в каком объеме российским автопроизводителям нужна качественная сталь. Хотя и здесь могут быть два варианта: производятся аналогичные типы стали в России или зарубежные аналоги уникальны. «Трудно представить себе, что ГАЗ или АвтоВАЗ, которые борются за каждую копейку, будут закупать более качественную, но все же более дорогую (несмотря на уменьшение пошлин) сталь», — резюмирует аналитик. Впрочем, соглашается с тем, что уменьшение пошлин сможет помочь достижению приемлемых договоренностей с российскими производителями. «Импортная сталь становится дешевле, поэтому в крайнем случае, если автопроизводитель не договорится с НЛМК или «Северсталью», он сможет пригрозить разорвать с ними отношения», — заключает Пухаев.

Алексей Ашихмин, Известия (Москва)