Хлам закончился

Министр промышленности и торговли Виктор Христенко объявил о завершении программы утилизации автомобилей.

К 1 июля Минпромторг выдал все 600 000 утилизационных свидетельств, было оформлено 585 653 договора купли-продажи, передано клиентам 489 409 автомобилей, говорится на сайте Минпромторга. Государство выплатило дилерам 18,9 млрд. руб. из выделенных на эти цели 30 млрд. руб.

Программа утилизации начала действовать 8 марта 2010 г. Изначально по ней предполагалось продать 200 000 автомобилей, из бюджета было выделено 10 млрд. руб. Но позже проект дважды продлевался, на что в сумме было выделено еще 20 млрд. руб. Основным выгодополучателем от утилизации стал АвтоВАЗ. По данным Минпромторга, 76,8% всех утилизационных свидетельств были выписаны дилерами АвтоВАЗа. Вторым по популярности брендом с большим отставанием стал Renault — 7,6%. Покупались самые дешевые автомобили на рынке, отметил исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Так, самыми популярными Lada стали классические Lada 2105 и 2107, на которые пришлось 34% всех продаж по программе утилизации (Lada 2105 не выпускается с конца 2010 г., рекомендованная стоимость Lada 2107 – 206 900 руб.), а у Renault — седан Logan (от 327 000 руб.).

Завершение программы не вызовет резких колебаний рынка, надеется Христенко. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, в январе-мае 2011 г. продажи выросли на 60%, до 989 013 автомобилей (включая легкие коммерческие). По прогнозу Христенко, в 2011 г. будет продано 2,7 млн. автомобилей, а к 2014 г. российский авторынок станет крупнейшим в Европе.

Партнер The Boston Consulting Group Эвальд Крайд ожидает роста продаж до 2,4 млн. автомобилей. Завершение программы утилизации не должно сказаться на темпах роста, согласен он с Христенко: если в прошлом году фактически по программе было продано 285 000 автомобилей, а ее вклад в увеличение объемов продаж составлял около 70%, то в этом году рост на 90% будет обеспечен именно коммерческими продажами, подсчитал он.

Могут несколько сократиться продажи Lada, допускает эксперт. Но вряд ли снижение будет существенным: продажи АвтоВАЗа растут (на 31,7%, до 315 954 автомобилей в первом полугодии 2011 г.), а доля утилизационных продаж снижается (с более чем 50% в прошлом году до 42,9% в июне 2011 г.), говорит Удалов. Если же продажи компании сократятся, то выиграют его прямые конкуренты в бюджетном сегменте — Renault, Hyundai и Volkswagen, считает он. Сам АвтоВАЗ существенного снижения продаж не ожидает: фактически машины будут поставляться до конца года. К тому моменту начнутся продажи новой Lada Granta стоимостью от 220 000 руб., которая должна пользоваться большой популярностью, говорит директор по внешним связям АвтоВАЗа Игорь Буренков.

Согласно правилам программы утилизации все автомобили должны быть поставлены к 1 октября 2011 г., чтобы государство успело рассчитаться с дилерами до конца года. Но уже сейчас понятно, что этого не произойдет — сроки поставки автомобилей по программе у некоторых производителей растянулись до пяти месяцев, рассказал чиновник Минпромторга. Он утверждает, что у министерства есть решение этой проблемы. Но деталей раскрывать не стал.

Если программа утилизации помогла преодолеть спад рынка, то к существенному обновлению автопарка она не привела. По данным «АСМ-холдинга», российский парк легковых автомобилей на конец 2010 г. составлял 34,354 млн. автомобилей, из которых 48,2% — или 16,658 млн. авто — были старше 10 лет. Таким образом, замене до конца года подвергнется лишь 3,5% хлама.

Правда, Христенко пообещал, что утилизация старых автомобилей будет продолжена и далее, но уже без использования бюджетных средств. Соответствующую программу Минпромторг начал разрабатывать еще в прошлом году, но эта работа еще далека от завершения, говорит чиновник министерства.

Алексей Непомнящий, Ведомости