Как создавалась Lada Granta
АвтоВАЗ долго не решался снять с производства «классику» ВАЗ-2107 — уж слишком опасно было лишиться популярнейшего сегмента и утратить существенную долю рынка. Продлила жизнь «классике» и российская программа утилизации 2009-2010 гг. Но летом 2011 года завод окончательно принял решение расстаться с морально устаревшей моделью и заменить ее… Lada Granta.
Более того, Lada Granta уже скоро заменит еще и седан ВАЗ-2115, и седан Lada Kalina. Это означает, что в России она создаст сложности для многих моделей.
Начало производства Granta в Тольятти запланировано на октябрь 2011 года, а в декабре стартуют продажи в России.
Что же из себя представляет Lada Granta и стоит ли ее ждать?
История Lada Granta
АвтоВАЗ готовился заменить «классику» еще в начале 2000-х и даже показал концепт Lada-2151, созданный на агрегатах ВАЗ-2107. Но это направление не выдерживало никакой критики, к тому же машина получалась слишком дорогой.
В кризисный 2008 год нужно было срочно искать новую модель, притом минимальной «кровью». Тогда и родилось решение разрабатывать новый бюджетный автомобиль на платформе Lada Kalina. Так, в марте 2009 года появился первый эскиз, а уже в мае было принято решение о старте проекта Granta.
Конструкторам понадобилось 2,5 года, чтобы создать новый автомобиль, благо платформа Kalina на заводе уже была в цифровом виде.
Но автомобилю нужно было свое лицо, а не вариация на тему «Калины», поэтому был объявлен конкурс среди ВАЗовских дизайнеров, в котором победил эскиз молодого дизайнера Ивана Лепешкина.
Так получилось, что с эскиза Лепешкина начал формироваться и новый фирменный стиль будущих Lada — «Ладья на Волге». Основной смысловой элемент нового стиля — это поперечная планка на облицовке радиатора, на которую посажена эмблема Lada. Эмблема — это ладья, а Волгу символизирует хромированная линия. Новый фирменный стиль уже презентовали коллегам из альянса Renault-Nissan.
Подобное оформление уже получила вторая новинка — лицензионный универсал Lada Largus (Dacia Logan MCV).
Отец Lada Granta
Две Lada Granta нам презентует руководитель проекта Василий Батищев. Именно он координировал работу всех конструкторов по созданию новинки и подготовке ее производства.
Василий Батищев отмечает, что основная задача при разработке Lada Granta была — создать новый народный автомобиль, который бы стал достойной сменой для огромного парка «классики» в России и других странах СНГ.
При разработке были проанализированы лучшие образцы бюджетных автомобилей конкурентов, выявлены сильные и слабые стороны, но во главу угла ставилась цель — удешевить автомобиль, но не в ущерб качеству, а за счет технологий. Granta создавали с помощью цифровых технологий, помогали и коллеги из Renault-Nissan. Любое решение дизайнера, технолога прежде всего проходило оценку на предмет стоимости. Именно это позволило сделать Lada Granta существенно дешевле «Калины» (в РФ от 219 000 руб., около $7800), но не хуже по качеству.
У ВАЗовцев была фора, им не нужно было создавать заново платформу, но новый дизайн потребовал полностью новых элементов: капот, крылья, крышка багажника, бампера, пол багажника и т. п. — всего 400 деталей. Кроме того, у Lada Granta полностью новый интерьер.
Но удивительно, именно новые элементы позволили снизить себестоимость машины. Так, бампер у Granta состоит из 3-х элементов, а не из 9-и, как у «Калины». Облицовка дверей также содержит всего 3 элемента, а не 15, панель приборов собирается из 39 элементов, а не из 52-х. И так по каждому возможному варианту. Остается только догадываться, как Василий Батищев выкручивался, но ему удалось вписаться в озвученные 219000 рублей.
Техника
Технических отличий от Lada Kalina в Granta не много. Так, увеличился передний и задний свес, чуть изменилась база и колея задних колес. Для комплектаций Lada Granta с усилителем рулевого управления («норма» и «люкс») предусмотрен увеличенный до 2°45’ кастер передней подвески, что существенно улучшает курсовую устойчивость автомобиля. Так как увеличенный кастер влечет рост усилия на рулевом колесе, для таких версий Lada Granta предусмотрен усилитель с повышенным компенсирующим моментом. Получила Granta и новую рулевую рейку, которая обеспечивает снижение количества оборотов руля до 3° и существенно улучшает управляемость автомобиля.
Для Lada Granta в комплектации «Стандарт» (без усилителя рулевого управления) кастер останется прежним (1°40’), а рулевая рейка сохранит число оборотов, равное 4.
Впервые в практике АвтоВАЗа на серийных автомобилях Lada появится задняя подвеска с отрицательным углом развала колес (-1°), который устанавливается на заводе и не требует регулировки в эксплуатации. Кроме того, предусмотрено положительное (+10’) схождение задних колес. Эти изменения серьезно улучшают ходовые характеристики и обеспечивают большую устойчивость автомобиля на дороге.
Но внешние перемены, конечно, разительнее. Коэффициент аэродинамического сопротивления у Granta стал 0,36, что на 6,3% меньше, чем у седана «Калины». Да и объем багажника теперь 480 л., притом сам багажник очень удобный. Задние сидения складываются на всех комплектациях, образуя ровный пол, как продолжение багажника.
Салон также стал чуть просторнее, чем у «Калины». Работали и над шумоизоляцией. Оптика у Granta полностью новая, спереди в блок-фаре появились дневные ходовые огни с лампой 21 Вт, чтобы водители могли не включать ближний свет, а использовать менее мощные дневные огни.
Василий Батищев отмечает: «черные пластиковые бампера будет иметь только начальная комплектация «Стандарт» — иначе мы бы не вписались в 219 000 руб. Да и покупатели нас давно просили: «Верните черные бампера, чтобы их не жалко было поцарапать».
В остальных комплектациях бампера и салон будут уже окрашенными. По замыслу ВАЗовцев комплектация «норма» придет на смену седану ВАЗ-2115, а «люкс» предпочтут покупатели седанов ВАЗ-1118 «Калина».
В 2012 году у Lada Granta появится и «автомат», притом японского производства. А там подоспеет и хэтчбек Granta, его дизайн уже готов. А вот универсалов в «линейке» не планируется, так что у ВАЗ-2104 не будет продолжения.
Василий Батищев говорит, что рынок универсалов не такой большой, и у АвтоВАЗа и так достаточное предложение: универсал Lada Kalina, Lada Priora, а с 2012 года еще и Lada Largus.
Производство
В Тольятти показали машины из первой партии, правда, проехать не дали, а только покатали по треку. На заводе первая партия из 100 машин уже выпущена. Сейчас в цехах отрабатывают технологию, вносят последние коррективы. Lada Granta будут выпускать на одной линии с Lada Kalina.
Главная особенность цеха окраски Lada Granta — кузов, проходящий предварительную подготовку перед окраской, транспортируется на программируемом «челноке». Робот вращает кузов в нескольких плоскостях, благодаря чему обрабатывающие растворы и грунты попадают во все его полости. После прохождения каждой из нескольких технологических емкостей «челнок» наклоняет кузов, тщательно «вытряхивает» излишки растворов, и жидкости не переносятся в следующую ванну. Окраска кузова и нанесение лака в окрасочных камерах осуществляется 32-мя роботами Eisenmann: 6 роботов на линии грунта и 26 роботов на двух лаковых линиях. Как и Lada Kalina, Lada Granta будут красить эмалями фирмы PPG Helios.
Ожидается, что объем производства достигнет 150 тыс. в год, а суммарно с «Калиной» будет выпускаться 220 тыс. автомобилей. У АвтоВАЗа есть резервы, если ввести 3-ю смену, то объем выпуска можно поднять до 300 тыс. в год. Но и этого может не хватить, поэтому АвтоВАЗ сейчас ведет переговоры о дополнительной сборке 50 тыс. Granta на предприятии «ИжАВТО». Есть планы организовать сборку и в Украине, на заводе «Богдан».
Комплектации
Lada Granta в комплектации «Стандарт» — это аскет. Она будет комплектоваться 1,6-литровым 8-клапанным «калиновским» мотором 80 л. с. Отличить ее очень просто по неокрашенным бамперам, черной пластиковой облицовке радиатора и 13-дюймовым колесам на штампованных дисках. В комплектации только ремни безопасности, ручные стеклоподъемники, упрощенная обивка дверей, подготовка под установку фаркопа, спинка задних сидений складывается целиком. Такая Lada Granta весит 1040 кг, и способна везти 475 кг груза и прицеп в 900 кг. Разгон до «сотни» — 12 с, максимальная скорость — 164 км/ч, а расход топлива в городе — 9,3 л/100 км. Именно в комплектации «стандарт» Granta будет стоить 219 000 руб. ($7800), и ее первую запустят в серийное производство.
Granta в комплектации «Норма» получит 1,6-литровый 8-клапанный двигатель с облегченной поршневой группой и увеличенной мощностью 90 л.с. Соответственно, она будет чуть быстрее (разгон до 100 км/ч за 11,8 с), максимальная скорость — 167 км/ч, и экономичнее (расход в городе 8,5 л/100 км). Внешне ее можно отличить по 14-дюймовым колесам с колпаками, но на штампованных дисках. На облицовке радиатора появится молдинг под хром.
В салоне станет чуть радостней обивка дверей, рулевая колонка уже регулируется по высоте, появится подушка безопасности для водителя, электроусилитель руля, передние электростеклоподъемники, воздушный фильтр салона, электропривод замка багажника, центральный замок, бортовой компьютер.
Топ-исполнение «Люкс» легко будет отличить по 14-дюймовым легкосплавным дискам специального дизайна, боковым молдингам и окрашенным в цвет кузова наружным зеркалам. Под капотом у Lada Granta «Люкс» будет тот же 1,6-литровый «калиновский» мотор 90 л. с. либо 16-клапанный двигатель с облегченной поршневой и мощностью 98 л. с. Да и аэродинамика у такой Granta обещает быть лучше — Сх=0,353. Максимальная скорость — 168 км/ч, разгон до 100 км/ч — 12 с., расход топлива в городе — 8,7 л/100 км.
В «Люксе» дополнительно появится ABS+BAS, подушка безопасности пассажира, подголовники задних сидений, ремни безопасности с преднатягом, заднее сидение, которое складывается по частям, облицовка порогов, дополнительные уплотнители дверей, держатель для очков, декоративные вставки в панели приборов, задние стеклоподъемники, атермальные стекла, кондиционер, обогрев и электропривод наружных зеркал, обогрев передних сидений, дистанционное управление замками дверей и багажника, аудиосистема, подготовка для установки навигационной системы в приборном щитке, расширенные функции борткомпьютера.
Василий Батищев пообещал, что коробка передач вскоре будет иметь тросовый привод и станет четче работать.
Рынок
Запускать Lada Granta на рынок будут поэтапно. Сначала, в октябре, начнется производство версии «Стандарт», и в декабре она появится в салонах дилеров в России. АвтоВАЗ специально не спешит, чтобы успеть доставить автомобили в нужном количестве в салоны и не создавать искусственный дефицит при старте продаж. Затем в 2012 году запланировано производство версии «Норма», а чуть позже и «Люкс».
К марту 2012 года Lada Granta доедет в Украину, но под именем Lada-2190. Правда, окончательная цена пока не известна, но украинский дистрибьютор Lada — «УкравтоВАЗ» ожидает, что она будет около $7800 и на украинском рынке. А это означает, что Lada Granta будет привлекательнее по цене, чем целый ряд конкурентов. Так что интерес к Lada-2190 в Украине будет.
AUTO-Consulting