Отмена программы утилизации снизила продажи легковушек в России
Продажи на российском авторынке за семь месяцев этого года выросли в полтора раза, сообщает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Однако темпы продаж замедлились, снизились в июле на 13 процентов по сравнению с июньскими показателями.
По данным АЕБ, за январь-июль 2011 года в России реализовано 224 620 новых автомобилей. Рост по сравнению с аналогичным отрезком 2010-го, посткризисного года составил 27 процентов. Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас, в свою очередь, констатирует увеличение объема продаж автомобилей, но при этом предсказывает некоторое замедление темпов роста нашего авторынка. «По прогнозам АЕБ, количество проданных новых легковых и коммерческих автомобилей в 2011 году составит около 2,45 миллиона», — заявляет Томас.
Темпы роста российского авторынка действительно упали. Традиционный лидер продаж в России — АвтоВАЗ — снизил свои показатели по сравнению с июлем прошлого года на 3 процента, реализовав 50 518 автомобилей. Однако и с таким показателем он вышел на первое место по итогам месяца. «Снижение у АвтоВАЗа произошло в основном из-за окончания срока действия программы по утилизации старых машин», — считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. По мнению эксперта, сейчас происходит перераспределение предпочтений покупателя от «классики» (на нее и распространялась госпрограмма) к более новым моделям. Выпуск классических моделей снижается, в том числе из-за перехода производства на «ИжАВТО». При этом АвтоВАЗу все равно удалось продать по итогам семи месяцев текущего года 342 058 машин, что на 25 процентов больше, чем в январе-июле 2010-го.
Среди иномарок лучше всего покупают продукцию Chevrolet. Компании удалось продать в июле 15 824 автомобиля, рост составил 76 процентов. Второе место — за Renault (13 455 машин за месяц с ростом 57 процентов).
Продажи марки Volkswagen в июле продемонстрировали наибольший рост среди всех иномарок — на 115 процентов. За месяц реализовано 10 954 автомобиля. Стабильно высоким спросом пользуется модель Polo.
А вот кому не повезло — так это концерну Toyota, продажи которого в июле упали на 11 процентов. Сергей Удалов находит в неудачах Тойоты отголоски весенних событий на Фукусиме. «Концерн тогда испытывал большие трудности, поэтому мы наблюдаем проблемы с дилерскими поставками — их нет», — подчеркивает Удалов. В самой компании заявляют, что «недостаток машин будет компенсирован в четвертом квартале этого года». Проблемы Тойоты сказались и на продажах марки «Пежо», которые за прошедший месяц упали на 8 процентов. Электроника в них — японская, и компания ощущает нехватку комплектующих. Негативную роль играют и застарелые проблемы с автоматической коробкой передач на некоторых моделях «Пежо».
Между тем, в АЕБ оптимистично ожидают, что Россия теоретически может до 2020 года стать крупнейшим автомобильным рынком Европы, продавая по 4 миллиона машин в год. Однако Сергей Удалов более осторожен в прогнозах. «На такой большой срок, как десять лет, вообще трудно что-то предсказать, особенно если экономика будет оставаться нефтезависимой. Думаю, что к 2015 г. ежегодные продажи авто пробьют отметку в три миллиона», — говорит Удалов.