- В России услугами кредитования пользуются крайне неохотно, тем не менее автокредитование среди российских граждан всегда было популярно. В период кризиса 2008 года на отечественном рынке легковых автомобилей сложилось не очень благоприятная ситуация.
Количество продаж упало почти вдвое, многомесячные очереди на популярные автомобили к 2009 году исчезли, и практически любой автомобиль был в наличии, да еще и с хорошей скидкой. Более того, в период кризиса спрос на услуги кредитования со стороны населения также резко снизился. Количество автомобилей, проданных в кредит в 2008 году, больше аналогичного показателя 2009 года более чем в 3,5 раза.
В такой достаточно сложной ситуации правительство РФ запустило последовательно сначала программу льготного автокредитования, когда на определенный список автомобилей, который непрестанно расширялся и на 5 октября 2011 года составил около 60 моделей, и программу утилизации автомобилей старше 10 лет. Программа льготного кредитования изначально предусматривала покупку автомобиля стоимостью до 350 тыс. рублей с первоначальным взносом 30%, однако затем стоимость автомобиля увеличили до 600 тыс. рублей, а минимальный первоначальный взнос снизили до 15%.
По условиям данной программы государство субсидирует 2/3 ставки рефинансирования, т. е. при сегодняшней ставке 8,25% ставка по льготному автокредиту меньше на 5,5%. Эта программа была запущена для стимуляции продаж автомобилей, причем преимущественно отечественных марок или произведенных на территории РФ. Она же сыграла немаловажную роль в восстановлении автокредитования в посткризисный период. Объемы кредитования, а также доля купленных в кредит автомобилей сейчас неуклонно растет.
Тем не менее появилась информация о том, что в 2012 году на программу льготного кредитования будет выделено ровно столько средств, сколько потребуется для обслуживания кредитов, выданных в 2011 году, а это значит, что новые субсидированные кредиты в 2012 году выдаваться не будут. Сегодня по программе льготного кредитования выдается каждый девятый кредит на автомобиль. Таким образом, в 2012 году банки могут потерять более 11% потенциального роста кредитного портфеля автокредитования, если не принимать во внимание снижение потенциального роста объемов продаж автомобилей из-за отсутствия стимуляции спроса путем льготного кредитования.
Таким образом, если вы заинтересованы в покупке в кредит автомобиля, который попадает в заветный список участвующих в программе, сейчас самое время это сделать. Во-первых, осталось всего 2,5 месяца до окончания программы, а многие автомобили из списка нужно ждать около 1-2 месяцев. Во-вторых, в связи с сокращением ликвидности в банковском секторе ставки, в том числе и по автокредитам, могут вырасти в ближайшем будущем. И наконец, к концу года вступают в силу очень заманчивые предложения по цене на автомобили уходящего года выпуска.
Рассмотрим покупку автомобиля стоимостью 500 000 тыс. рублей на 3 года с первоначальным взносом 20%, то есть 100 000 тыс. рублей. Желаемый автомобиль участвует в программе льготного кредитования. Также мы будем выбирать из основных игроков на рынке автокредитования.
При таких условиях наиболее выгодную ставку по кредиту предлагает Газпромбанк, а в целом ставки варьируются от 6% до 12% по программам льготного кредитования. Стандартные программы кредитования сегодня предусматривают ставки от 11% годовых — те самые ставки, которые мы увидим после отмены льготного кредитования в новом году, если банки не пересмотрят свои кредитные программы.
Авто-обозрение