Спасательное колесо

Государство пытается поддержать отечественное автомобилестроение льготным кредитованием населения.

Согласно проекту федерального бюджета, в 2012 году на субсидирование банков по программе льготного автокредитования физических лиц Минфин выделит 3,253 млрд. рублей, тогда как в нынешнем году данная сумма составила 2,773 млрд. рублей. Эксперты отмечают, что щедроты правительства совпали с завершением программы утилизации автомобилей.

Напомним, что программа льготного кредитования стартовала в марте 2009 года для поддержки российского автомобильного рынка. По оценкам аналитического агентства «Автостат», субсидированные государством автокредиты обеспечивают сейчас порядка 9,5% продаж на российском рынке и занимают 30% от объемов автокредитования в целом. По условиям участия в программе, кредит предоставляется на покупку отечественного легкового автомобиля или иномарок российского производства стоимостью до 600 тыс. рублей. Первоначальный взнос составляет 15%, субсидируемая государством ставка — 6%, срок погашения кредита — 36 месяцев.

Как сообщил начальник аналитического отдела «Автостата» Андрей Топтун, «продление программы кредитования и увеличение ее финансирования — это существенная поддержка для отечественного автопрома. Ставка делается на финансирование потребления, что является более оправданным с точки зрения рынка, нежели прямые инвестиции в производство». Действительно, многомиллиардные вливания в автопром могут дать отдачу лишь в том случае, если у покупателя будет возможность приобретать машины по приемлемой цене.

Прекращение программы утилизации «автохлама» минувшим летом моментально нанесло удар по крупнейшему производителю отечественных машин — АвтоВАЗу. Уже в июле продажи упали на 2,5%. Продажи снизились впервые с тех пор, как после кризиса в середине 2010 года стартовала госпрограмма утилизации, стоившая бюджету 30 млрд. рублей и работавшая прежде всего на сбыт дешевых «Лад». Выделенных денег хватило на покупку 500 тыс. автомобилей, около 80 процентов из которых были новые «Лады». АвтоВАЗ продал по этой программе больше половины своих машин. Летом эта благодать закончилась, программа утилизации «автомусора» прекратила свое существование.

Мера более чем актуальная, учитывая, что не так давно Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых автомобилей в России в июле. Второе полугодие рынок начал с существенного замедления роста — он составил всего 27% (до 224,6 тыс.) против 40% в июне. Эксперты отрасли считают, что эффект отложенного спроса, возникший во время кризиса, уже практически исчерпан.

Вместе с тем эксперты отмечают трудность получения льготного автокредита. По данным за первый квартал 2011 года, опубликованным Минпромторгом, было выдано 39 348 льготных кредитов, а количество заявок при этом составило 93 892. Таким образом, банки выдали почти в 2,5 раза меньше кредитов, чем получили заявок. По оценке г-на Топтуна увеличение бюджетного финансирования кредитов повысит заинтересованность банков в предоставлении ссуд на покупку автомобилей для населения.

Выбранную модель спасения одной из немногих высокотехнологичных отраслей, где Россия еще может конкурировать на мировом рынке путем стимулирования потребления, эксперты в целом расценивают положительно. Тем более что вложенные деньги вернутся в бюджет. Как сказал аналитик промышленно-консалтинговой группы Сергей Шандыбин, «идея стимулировать потребительский спрос на отечественную сложную продукцию — вполне оправдана. Важно, что в данном случае форма поддержки не является для госбюджета «благотворительностью». Выданные под процент деньги будут возвращены банками и уплачены в казну в виде налогов».

Новые Известия