Рынок автокредитов выходит на новый уровень

Россияне стали еще активнее брать автомобили в кредит, несмотря на возросшую избирательность банков. Эксперты считают, что рынок скоро достигнет докризисного уровня, а окончание действия государственной программы льготного автокредитования особо не скажется на его росте.

По оценке аналитического агентства «Автостат», в этом году в России будет выдано более 1 млн. автокредитов на сумму более $17 млрд. Доля автомобилей, купленных в кредит, в общем объеме продаж легковых автомобилей по итогам года составит 43%.

«Однако, несмотря на значительный рост, рынок автокредитования еще не достиг докризисного уровня — в 2008 году автокредитов было выдано на сумму $19,4 млрд.», — отметил директор «Автостата» Сергей Целиков.

Он добавил, что по итогам первого полугодия первым стал Русфинансбанк, а бессменный лидер — Сбербанк, показавший отрицательную динамику, как по итогам 2010 года, так и по итогам полугодия, перешел на третье место. Второе место занял ВТБ24.

Представители дилерских центров, не раскрывая цифр, свидетельствующих об увеличении автокредитования в их компаниях, поделились информацией о наиболее популярных программах.

Цифры

В денежном выражении рынок автокредитования вырастет на 69%, с $10,1 млрд. по итогам 2010 года до $17,1 млрд. в текущем году.

По словам специалиста по страхованию и кредитованию московского центра Favorit Motors Север (официального дилера Kia, Skoda, SsangYong) Светланы Пономарёвой, если раньше, в 2008 году, автокредиты составляли 30% от общего объема продаж, то сейчас эта цифра выросла до 50%. «У нас чаще берут на 10-12% годовых на срок три года», — отмечает эксперт.

Аналитики отмечают, что действие государственной программы льготного кредитования способствовало увеличению взятых кредитов. Страховой агент автосалона «Авантайм» (официальный дилер Renault в Москве) Яна Филина считает целесообразным продление этой программы, которая кончается в конце 2011 года.

Аналитик «Инвесткафе» Никита Игнатенко прогнозирует, в 2012 году рост рынка автокредитования продолжится, это общая тенденция. Процесс будет стимулироваться в том числе и за счет увеличения объемов продаж автомобилей. У многих производителей на 2012 год большие планы — появляются новые модели, расширяются поставки машин в Россию.

«Во время кризиса 2008 года банки очень серьезно пересмотрели политику по оценке качества клиентской платежеспособности. Сейчас кредит взять несколько сложнее, чем до 2008 года, но качество заемщиков, качество кредитного портфеля сильно выросло. Банки стали избирательней, серьезного роста неплатежеспособности клиента точно не будет», — рассказал эксперт.

По его словам, средний срок кредита составляет пять лет, средняя ставка — в районе 7-10%. Порядка 30-35% кредитов погашается досрочно. Досрочное погашение автокредита может быть полным и частичным.

Частичное позволяет быстрее уменьшить тело кредита и снизить ежемесячный платеж либо срок выплаты кредита в дальнейшем. Многие банки вводят ограничение на минимальную вносимую сумму, например 15 тыс. рублей. Полное погашение возможно по прошествии нескольких месяцев после получения займа и может сопровождаться дополнительными комиссиями.

Никита Игнатенко уверен, что окончание госпрограммы льготного автокредитования в конце года особо не скажется на росте рынка. «Это в большей степени было стимулирование спроса на конкретные марки автомобилей, нежели на услуги кредитования», — сказал он.

Справка

Согласно программе льготного автокредитования, при покупке автомобиля, произведенного в России, кредит выплачивается в размере: процентная ставка минус две трети ставки рефинансирования ЦБ (5,5%), а оставшийся долг погашается за счет государства. Сейчас максимальная стоимость автомобиля по программе льготного автокредитования составляет 600 тыс. рублей, первый взнос должен быть не менее 15%.

Начальник отдела разработки автокредитных продуктов Абсолют Банка Антон Павлов считает, что с окончанием госпрограммы отечественные машины станут менее доступны, на иномарках же это никак не скажется.

Ранее главный редактор портала Kolesa.ru Филипп Берёзин говорил, что пополнение льготного списка машин, участвующих в госпрограмме автокредитования, еще двумя моделями — ВАЗ 2104 с новым двигателем и южнокорейской Kia Rio — может подхлестнуть спрос именно на отечественную модель.

Антон Павлов надеется, что в этом году рынок кредитования достигнет докризисного уровня.

«В следующем году таких радужных прогнозов я бы не давал. Развитие экономической ситуации в мире идет по негативному сценарию. Если кризис состоится, будет спад до уровня 2010 года, то есть общие продажи составят 1,7 млн. автомобилей», — сказал Антон Павлов.

Сейчас кредитные организации, за исключением Сбербанка, не снижают ставки. С минимальным первоначальным взносом 10-15%, с предоставлением полного пакета документов заемщик может рассчитывать на процентную ставку от 12,5 до 13% сроком на пять лет.

«Это очень хорошее предложение, — отмечает эксперт. — У большинства банков есть первоначальный взнос. Если же он отсутствует, для заемщика процентная ставка на ненормально высоком уровне — порядка 16-17%».

По его словам, в этом году росту рынка мешало отсутствие машин в наличии из-за землетрясения в Японии. Землетрясение магнитудой 9,0, вызвавшее цунами высотой более десяти метров, произошло 11 марта на северо-востоке страны. После стихии японские автоконцерны Toyota, Nissan, Honda и Subaru заявляли об остановке на конвейерах.

Нулевая ставка

Начальник отдела разработки автокредитных продуктов Абсолют Банка Антон Павлов отмечает, что предлагаемая рядом банков ставка 0% может существовать как маркетинговая — при условии, что либо дилер, либо дистрибьютор делают какую-то скидку на автомобиль. «Такие предложения есть, они обычно на те модели, которые не пользуются спросом, либо они заскладированы, либо модель будет скоро снята с производства, либо это модель прошлого года», — сказал Антон Павлов.

Firstnews