Как вступление в ВТО отразится на АвтоВАЗе

Автомобильный концерн за 7 лет должен улучшить конкурентные преимущества своей Lada.

На восьмой Министерской конференции ВТО, прошедшей в декабре в Женеве (Швейцария), Россия получила официальное приглашение стать членом ВТО. Потом у России будет полгода, чтобы ратифицировать соглашение с условиями присоединения к организации. После ратификации соглашение вступит в силу через месяц. По предварительной оценке, полноправным членом ВТО Россия станет ближе к лету 2012 года.

Как вступление в ВТО повлияет на российский автомобильный рынок? Стоит ли ждать резкого снижения цен на автомобили? Кто составит конкуренцию АвтоВАЗу?

На эти и другие вопросы отвечает Мария Шишкина, аналитик ИК «РУСС-ИНВЕСТ»:

- Пошлины на автомобили будут снижены с 15,5% до 12%, для электрических машин — с 8,4% до 6,2%. При этом пошлины на легковые автомобили будут уменьшаться поэтапно. Сразу после присоединения они снизятся с 30% до 25%, которые будут действовать в течение трех лет, затем предполагается снижение примерно по 2,5% в год, пока через 7 лет не достигнут 15%.

На первый взгляд, снижение пошлин на автомобили должен вызвать спрос на иномарки (особенно на поддержанные), но не все так однозначно. Маловероятно, что в ближайшие семь лет присоединение к ВТО повлияет существенным образом на наше все — АвтоВАЗ.

Существует несколько защитных инструментов, которые могут ограничить российский рынок от наплыва автомобилей зарубежного производства:

а) нетарифные методы регулирования (например, понизив пошлины, государство может увеличить акциз на легковые автомобили);

б) сохранение пошлины на автомобили старше 7 лет (по крайне мере этот вопрос обсуждается);

в) малозначительное понижение пошлины на автомобили с небольшим пробегом — сначала 25% в течение 5 лет, затем в последующие 2 года снижена на 20% (так же на стадии обсуждения, не исключено, что пошлины будут сопровождаться каким-либо ставками, по крайне мере, такие предложения озвучивались российскими чиновниками).

Таким образом, не стоит ждать молниеносного демпинга цен на иномарки, особенно на подержанные авто. Но не стоит исключать риски — цены, так или иначе, снизятся, пусть и не с такой сильной прогрессией. В этом плане АвтоВАЗ имеет временной запас, как минимум 7 лет, чтобы улучшить конкурентное преимущество своей продукции, диверсифицировать производственные риски и расширить рынки сбыта.

«Соллерс»

Как известно, компания сотрудничает с концерном Ford, в ноябре 2011 года было достигнуто соглашение о намерениях создать СП и с Mazda. В этом плане государство опять же поддерживает российские компании, ужесточая условия промсборки на территории России. Так, в конце 2010 года российское правительство обязало зарубежные автоконцерны увеличить степень локализации своей продукции с 30% до 60%, выпуская не менее 300 тыс. автомобилей в год. Многие, в том числе и Ford, подписали это соглашение, рассчитывая на льготы, в первую очередь, по ввозу комплектующих, предположительно озвучивался срок до 2020 года. Но уже сейчас заявлено, что сроки этих льгот сократятся, вероятно, до 2018 года.

Таким образом, в ближайшие 7 лет вряд ли что изменится для компании со вступлением в ВТО. Наоборот, можно прогнозировать увеличение производства, учитывая льготный период на ввоз комплектующих. И даже с постепенным снижением пошлин после вступления России в ВТО в течение нескольких лет вряд ли у Ford и Mazda будут серьезные стимулы сокращать производство в России, в любом случаем перевозка готового автомобиля более затратная, чем перевозка комплектующих.

КАМАЗ

В отличие от рынка легковых автомобилей, грузовой рынок более болезненно переживет вступление в ВТО. Ожидается понижение пошлин на:

- самосвалы массой от 20 тонн с 25% до 10% сразу же после вступления в ВТО, через три года до 5%;

- на подержанные самосвалы от 3 до 5 лет с 30% до 15%, через три года до 10%;

- на подержанные самосвалы от 5 до 7 лет пошлина 4,4 евро за 1 куб. см будет заменена ставкой 15%, сниженной через три года до 10%;

- новые седельные тягачи.

Таким образом, для производителей грузовых автомобилей, в первую очередь для КАМАЗа, существуют опасные риски после вступления в ВТО. Российскому производителю придется конкурировать не только с продукцией ведущих западных игроков, но и с поддержанными грузовиками из Китая, который в последнее время наращивает свое производство.

Авто-обозрение