Рассказывает Жозеф Жако, председатель комитета по политике ИТС (ИТС — интеллектуальные транспортные системы), член исполнительного комитета международной дорожной федерации (IRF).
- С наиболее вопиющими дорожными проблемами сталкиваются жители российских столиц. Можно ли привести конкретные примеры эффективного применения ИТС в условиях Москвы и Санкт-Петербурга?
- Результаты опросов показали, что жители четырех из пяти европейских стран считают городские пробки, аварии и загрязнения окружающей среды серьезной проблемой, которую необходимо решать в срочном порядке. Муниципалитеты этих стран отреагировали: были приняты меры в целях решения этих вопросов, среди которых:
- Сбор платы за проезд в городе. Ценовая стратегия требует управления и мер по повышению доходов, основанных на введении сбора платы за проезд в определенных зонах или по всему городу. Использование финансовых стимулов и сдерживающих факторов главным образом нацелено на перегруженную транспортом и загрязненную городскую среду, а также влияет на движение в часы-пик, колебания трафика и группы автомобилистов. Выручку можно использовать в качестве инвестиций в транспортную инфраструктуру или в источник общего городского бюджета. Цели и преимущества системы сбора платы за проезд весьма разнообразны. Во-первых, государство увеличивает общую экономическую эффективность транспортной системы за счет того, что перекладывает затраты на водителей. Во-вторых, она способствуют благоустройству и экологической устойчивости городов, охраняя окружающую среду и сокращая выбросы загрязняющих веществ. В-третьих, данная система может играть важную роль в повышении безопасности и снижения негативного воздействия транспорта на здоровье человека.
- Платные парковки. По этой стратегии автомобилисты платят непосредственно за использование парковки. Платные парковки выступают способом рационализации городского пространства и снижения заторов. Они также влияют на изменение поведения автомобилистов в определенных районах, уменьшают давление на парковку. Полученные доходы за парковку могут пойти на другие цели, например такие, как улучшение определенных районов. Кроме того, платные парковки стимулируют использовать экологически чистые транспортные средства и альтернативные виды топлива.
- Ограничение въезда. Ограничение на въезд является еще одной стратегией, направленной на защиту городских районов и других чувствительных зон, въезд в которые разрешается только определенным транспортным средствам (например, жителям и транспорту, осуществляющему техническое обслуживание инфраструктуры). По существу, такая мера особенно актуальна для маленьких зон, например, для исторических центров городов, чтобы уменьшить негативные последствия ограниченного въезда.
- Экологические зоны. Они призваны ограничить въезд загрязняющих транспортных средств в некоторые районы. В данном случае варьируется критерий определения — какому транспортному средству запрещено или можно въезжать. Большинство норм относятся либо к возрасту автомобиля (например, более 8 лет) или весу транспортного средства (например, более 3,5 тонн). Экологические зоны направлены на улучшение качества воздуха, снижения шума и повышения благоустроенности городов.
В Москве в 2018году планируется проведение чемпионата мира по футболу FIFA WorldCup. Как самому густонаселенному городу Европы, Москве, требуется срочное внедрение ИТС-решений в ближайшие сроки.
- Есть ли у вас расчеты эффективности (окупаемости) ИТС при решении российских дорожных проблем?
- Применение вышеупомянутых ИТС-решений в европейских городах, таких как Лондон, Стокгольм или Милан, показал предвиденный эффект. Цели городской транспортной политики могут быть достигнуты за счет уменьшения числа личных транспортных средств, уменьшения заторов за счет сглаживание скорости движения и улучшения общественного транспорта. Например, въезжающий в центральную зону Лондона поток транспорта был сокращен на 16%, движение транспорта на Западной Расширенной зоне Лондона — на 14%. Внутреннее движение на западной расширенной зоне снизился на 10%. Движение на загруженных зонах Стокгольма сократилось на 20%. Милан, с его системой регулированием потока, исходящей из действительной экологической обстановки, может снизить движение на 5 миллионов транспортных средств в абсолютном выражении.
Но и цели экологической политики могут быть достигнуты при реализации таких транспортных схем. В Центральной Зоне Лондона, NOх снизился на 8%; РМ10 на — 7% и выбросы углекислого газа на 16%. Зона Стокгольмской конвенции могжет даже снизить уровень шума на -1…- 2 дБ, что приведет к снижению абсолютного числа жалоб из-за шума. В Милане сокращение наиболее загрязняющих автомобилей происходило на 55% изо дня в день, в результате чего PM10 снизилось на -19%.
Данные системы до сих пор не были реализованы ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге. Тем не менее, Москва собирается реализовать систему контроля движения к 2013 году. Целью данного проекта является система обмена информацией, которая заключается в сборе и распространении данных, собранных с датчиков и камер, встроенных в дорожную инфраструктуру, а также с бортовых устройств в автомобилях, средствах общественного транспорта и грузовых автомобилях. Эти данные затем могут быть использованы для управления дорожным движением, улучшения транспортного потока и безопасности.
- Как вы относитесь к тезису, что ИТС неэффективны при нехватке дорог и при отсутствии альтернативных маршрутов?
- ИТС в основном направлены на предоставление автомобилистам определенных преимуществ. Например, гарантирование определенного уровня сервиса, надежности в планировании поездки и прогнозируемого время прибытия, а также повышение безопасности. Действительно, альтернативные дороги и альтернативные виды транспорта являются важными элементами для предложения пользователю выбора.
Справка
Жозеф Жако является профессионалом автодорожной отрасли и консультантом с большим опытом в следующих сферах: интеллектуальные транспортные системы (ИТС), системы электронного сбора платы за проезд; сбор платы с пользователей автодорог; определение стоимости проезда; схемы частно-государственного партнѐрства и контрактно-концессионные схемы.
Авто-обозрение