«Хирико» — значит «горожанин»

Когда нефти становится меньше, то мельчают и автомобили. На следующий день после того, как Евросовет объявил о нефтяном эмбарго Ирана, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу в Брюсселе представил новый автомобиль, который, как ожидают, появится на улицах европейских городов уже в 2013 году.

Речь идет о беспрецедентно компактном и маневренном электрокаре «Хирико», что значит на языке басков «горожанин». Это первый в истории складной автомобиль. Рассчитан он на водителя и одного пассажира, подобно автомобилю «Смарт». Однако вход в него не через боковые двери, а фронтальный. Единственная дверь, частью которой является лобовое стекло, открывается вверх, позволяя попасть в салон, оборудованный по последнему слову компьютерной техники (панель выполнена в виде сенсорного экрана на руле). В припаркованном состоянии автомобиль складывается, вытягиваясь вверх, словно поставленная на срез книга, экономя место на улицах перенаселенных европейских мегаполисов.

Создатели назвали автомобиль «революционным».

Баскское имя автомобиля не случайно. Производство пробной партии из 20 авто начнется недалеко от промышленного города Бильбао (Испания), в стране басков. Пилотная программа стартует в следующем году. Со стороны четырехколесный автомобиль выглядит вполне традиционно, даже респектабельно. И цена у него будет соответствующая. Пресс-секретарь проекта Горка Эспиау рассказал американской New York Times, что в зависимости от интереса потенциальных покупателей, стоимость одного изделия может составить от 12,5 до 16,4 тыс. долларов. Не мало, учитывая, что средняя цена автомобиля-купе в ЕС составляет около 3 тыс. евро.

Американцев проект интересует, скорее, с научной точки зрения, а не с практической. Дело в том, что в создании кара участвовал Массачусетский технологический институт. Ранее проект назывался «СитиКар» и до 2008 года финансировался автоконцерном «Дженерал Моторз». Но проектировщики — и с ними согласен Баррозу, позировавший в салоне «Хирику», — предсказывают, что автомобиль станет началом «новой эры в индивидуальном городском автотранспорте». Именно городском, потому что дальше 100 км на нем не уедешь (максимальная скорость — 60 км в час), и для сельских дорог он не приспособлен.

Предполагают, что на первых порах «Хирико» будут использовать в проектах совместного пользования. Так, в некоторых европейских городах без особых формальностей можно взять машину на прокат, чтобы доехать из одного района в другой, как на общественном транспорте, оставив авто на специальной муниципальной парковке. Для таких целей, вероятно, и предназначено складное авто. Комментаторы считают, что продать автомобили «Хирико» попытаются местным властям Барселоны.

Александр Сотов, Российская газета