Налоговые органы вновь попытались доначислить налог на добавленную стоимость на сумму скидок и бонусов, предоставляемых производителем дилерам — несмотря на сформировавшуюся судебную практику по этому вопросу. Доказывать незаконность такого подхода в арбитражном суде пришлось российскому подразделению корпорации Ford — ЗАО «Форд Мотор Компани».
Весной 2011 года Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №8, проводившая выездную проверку ЗАО «Форд Мотор Компани», пришла к выводу, что компанией занижена налоговая база, и выставила претензии на сумму около 650 млн. руб. плюс 250 млн. руб. штрафа и пени (впоследствии, уже в ходе судебного разбирательства, требования уменьшились почти втрое). Дело в том, что при определении суммы реализованных товаров и услуг Ford рассчитывал их с учетом сделанных дилерам скидок по маркетинговым программам. По материалам дела, в 2008 году выручка от реализации была уменьшена на 740 млн. руб., в 2009-м — на 395 млн. руб.
Автопроизводитель с таким подходом не согласился и обжаловал решение МИФНС в вышестоящем налоговом органе. И в июле 2011 года ФНС снизила сумму претензий по НДС с 650 млн. руб. до 285 млн. руб. и в такой же пропорции — размер пеней и штрафов. После этого разбирательства переместились в суд — Ford подал заявление о признании недействительными решения налоговых органов в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Дело А56-42539/2011 рассматривал судья Сергей Рыбаков.
«Выплаты дилерам не связаны с реализацией в связи с тем, что не влияют на цену реализации конкретного автомобиля и являются отдельной выплатой», — так в своем отзыве на заявление автопроизводителя аргументировала решение о доначислении налогов инспекция. Однако суд с этим не согласился, обратив внимание на несколько моментов. Во-первых, в типовом дилерском договоре компания предусмотрела, что любые виды поощрения (скидка, бонус, премия, вознаграждение и т. д.) представляют собой неотъемлемую часть цены, из чего суд сделал вывод о том, что оформление выплат является составной частью стоимости реализуемых товаров. Во-вторых, позиция учета рыночной цены с учетом скидок прописана и в п. 3 ст. 40 НК РФ — на это тоже обращено внимание в тексте решения суда. «У ответчика не было оснований иным образом рассматривать скидки», — посчитал судья Рыбаков. В-третьих, попытка вмешаться в хозяйственную деятельность налогоплательщика, в том числе в условия заключаемых им с дилером договоров, была трактована судом как однозначно противоречащая позиции Конституционного суда РФ, высказанной в определении КС РФ от 4 июня 2007 года №366-0-П. «Обоснованность расходов… не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата», — говорилось в этом документе.
В результате суд удовлетворил требования Ford и признал недействительным решение налоговиков о доначислении компании около 285 млн. руб. НДС и штрафов и пеней по нему за 2008-2009 годы. Между тем, специалисты обращают внимание на то, что вопрос о том, следует ли скидки расценивать как налогооблагаемую базу, в российской практике можно считать решенным. В духе того, что бонусы и другие маркетинговые инструменты следует рассматривать в качестве скидок, которые имеют соответствующие режиму изменения цены договора налоговые последствия, высказывалась ФНС, Минфин, Высший Арбитражный суд РФ (постановление президиума ВАС РФ от 22 декабря 2009 года №11175/09, которым было признано недействительным решение инспекции о доначислении НДС при предоставлении премий). «В такой ситуации даже трудно понять, на что рассчитывали налоговые инспекторы», — считает адвокат юридической компании «Налоговик» Антон Соничев.
Мария Кунле, pravo.ru
iPhone «на колёсах»
Европлан: грузовики Mitsubishi Fuso с выгодой до 29%
Расширение модельного ряда
RENAULT KWID – НОВОЕ ВИДЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ А-КЛАССА
АВИЛОН официальный партнер чемпионата России по кольцевым гонкам
Mitsubishi открыла интернет-магазины оригинальных запчастей и аксессуаров
Выгодные кредитные условия на Mitsubishi Pajero Sport в мае
Надежность измеряется будущим
АО МС Банк Рус снижает кредитные ставки и запускает новый кредитный продукт
Росавтодор оштрафовал дорожных строителей более чем на 500 млн рублей
Мitsubishi Motors Corporation показала рекордную прибыль по итогам продаж за 2014 финансовый год
АВИЛОН вручил победительнице конкурса «Мисс Россия 2015» ключи от Hyundai Solaris
BRIDGESTONE. ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА КИЛОМЕТР ЗА КИЛОМЕТРОМ
Электромобили Mitsubishi i-MiEV будут работать парконами в Москве
Во Владикавказе открылся первый дилерский центр Mitsubishi – «Алания Авто»