Новые правила техосмотра

Облегчение жизни автолюбителям или новые коррупционные возможности?

Как известно, с 1 января 2012 года полис ОСАГО невозможно получить без действующего талона о техническом осмотре транспортного средства, а сам ТО проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Что принесет эта практика автолюбителям, будет ли поставлен заслон коррупции, какие «лазейки» остаются для коррупционеров? На эти вопросы важно ответить уже сейчас.

Этой теме были посвящены «параллельные» круглые столы, организованные одновременно в Петербурге и Москве в рамках развития проекта «Медиа-среда», уже давно зарекомендовавшего себя в Санкт-Петербурге.

С начала 2012 года мероприятия «Медиа-среды» обрели новый формат — межрегиональный: они проходят синхронно в двух столицах, в дальнейшем агентство Shadursky Promotion и НП «СИАЦ» (организаторы проекта) планируют распространить их на другие крупные города. Участники, находящиеся на расстоянии друг от друга, получают возможность обсуждать заданную тему и отвечать на вопросы представителей СМИ в режиме реального времени, с помощью Интернета.

Как считает руководитель проекта «Медиа-среда», генеральный директор агентства по связям со СМИ и PR в области страхования Shadursky Promotion Егор Шадурский, важность темы трудно переоценить: «Пятая часть населения Москвы, Петербурга и всей России — автовладельцы. Их напрямую касаются новые правила. Они только еще внедряются в жизнь, и на этом этапе необходимо публично обсуждать, какие проблемы обозначаются уже сейчас — пока они не успели укорениться в ежедневной практике. Полоть легче, чем выкорчевывать».

Проблемы действительно существуют. Вот что говорит Николай Игошин, заместитель генерального директора по взаимодействию с РСА по вопросам автострахования страховой компании «Северная казна»: «К сожалению, не все станции технического осмотра, которые могут по аккредитации проводить ТО, готовы предоставить услугу в полном объеме, не только пройти техосмотр и выдать техническую карту, но и выдать талон технического осмотра на руки потребителю. Сложность заключается в том, что у нескольких законодательных актов и некоторых исполнителей возникли, назовем это так — пустые места: несостыковки, недоговоренности либо невыполнение. Из этого возникают определенные трудности, которые мы пытаемся решать». Однако, по словам Игошина, по крайней мере не стоит волноваться из-за того, что у автолюбителей возникнет, например, проблема нехватки талонов: «Тех, которые были выданы ранее и находились на руках госавтоинспекции, достаточно, желающие могли пройти техосмотр в январе-феврале-марте».

Вполне оптимистичен и его петербургский коллега — Валентин Афанасьев, директор петербургского филиала страховой компании «Северная казна». По его мнению, мы находимся в «переходном периоде», который скоро закончится — после сдачи отчетности в РСА. Это связано, в том числе, и с длительными новогодними каникулами. «Наступает новый этап, сейчас происходит разделение по станциям ТО, большинство станций уже оборудуют у себя рабочие места для агентов страховых компаний, дают им возможность оформлять продажи своего продукта прямо на месте». Таким образом, облегчается жизнь автовладельцев.

В самой «увязке» страхового полиса с техосмотром есть логика, считает Владимир Афанасьев — не подлежит никакому сомнению, что неисправное транспортное средство не должно выезжать на дорогу, а факт выдачи полиса должен включать в себя некую гарантию исправности ТС.

Константин Байков, руководитель Страхового информационно-аналитического центра (НП «СИАЦ»), постарался заострить внимание на необычной ситуации: «В результате нововведений работу структур-«нестраховщиков» отныне контролируют страховщики. Каковы нюансы ситуации?»

В ответ Евгений Дубенский — президент Союза страховщиков СПб и СЗ — постарался подробно обрисовать общую сложную картину с техосмотром автомобилей на момент вступления в силу законодательных изменений в этой области. «В Западной Европе такая система техосмотра существует. (Это к тому, что звучали голоса об отмене техосмотра вообще). У них, конечно, другой автопарк — и по возрасту, и, так сказать, по содержанию. Если не брать столиц, то 60 процентов автопарка у нас — это машины российских и даже советских производителей. Что касается контроля со стороны страховщиков — то у нас часто говорили: будем осуществлять контроль через регресс, будем выдвигать требования к станциям, неправильно произведшим техосмотр, в результате чего произошла авария и был нанесен ущерб. На Западе это действительно работает». Но в России, по его словам, менее чем у 1 процента дорожно-транспортных происшествий (согласно официальной статистике) в качестве причины фиксируется аварийное состояние ТС. При этом реально проблема неисправных автомобилей на дорогах существует: «Вот недавно в Архангельске произошел случай: автомобиль въехал в витрину магазина, был нанесен ущерб около 500 тысяч рублей. Оказалось, у водителя были неисправны тормоза. В Германии бы обратили на это внимание — почему неисправны тормоза? У нас реально не проводятся подобного рода экспертизы: на любой станции ТО скажут: у нас на стенде было все в порядке, а потом водитель въехал в яму, или еще что-то случилось, и мы ни при чем».

Евгений Дубенский рассказал также о уже возникшей практике обхода нового закона. Ирэна Анискевич — страховой эксперт-аналитик и консультант — подтверждает, что такие случаи есть: «Кто-то оформляет полисы задним числом, декабрем прошлого года, без талона о техосмотре».

Но Евгений Дубенский пессимизма не испытывает — за исключением одной, облетевшей уже все СМИ, особо скандальных историй он пока не смог привести. Во-первых, по его мнению, многие компании реально обзвонили своих клиентов в декабре, а не «задним числом» и предложили заключить договоры на старых условиях. Во вторых, в Петербурге достаточно большое число новых автомобилей, поэтому техосмотр им 3 года не требуется. В-третьих, талоны получили более 40 станций. С точки зрения клиента, говорит Дубенский, процедура ТО сейчас проходит замечательно: быстро и недорого. «Ушла, что будем скрывать, коррупционная составляющая со стороны ГИБДД, которая иногда доходила до 80 процентов. Для новых участников открыты ворота: сейчас не нужно никаких отдельных проверок, теперь РСА рассматривает заявки. Есть ключевой момент: без техосмотра вы не получите ОСАГО, исходя из этого, и формируются новые принципы работы». Существует, однако, проблема с некоторыми страховыми компаниями: в своем стремлении не упустить клиента: так, один из лидеров рынка предоставляет некую комплексную услугу, к законности которой формально трудно подкопаться, оформляет сразу два талончика — ОСАГО и техосмотра от ЗАО «Техосмотр», на что уже было много жалоб в РСА. «Такая торговля талончиками будет набирать обороты, если ее вовремя не пресечь», — говорит Дубенский.

Константин Байков поставил вопрос о возможности регресса к участнику ДТП, который не прошел техосмотр должным образом — нет ли здесь «подводного камня»: после страховой выплаты заставить клиента возместить эту сумму, задним числом сочтя талон ТО «выписанным на коленке», без проверки? Представители страховых компаний считают такой вариант нереальным — с их точки зрения, сама процедура исключает такие неприятности.

Пришедших на мероприятие журналистов больше всего волновал основной вопрос: по мнению некоторых из них, как до нового закона, так и сейчас коррупция неискоренима, поэтому практика «покупки» техосмотра все-таки осталась. Как ее искоренить?

Одновременно ведущий петербургского круглого стола Константин Байков задается другим вопросом: будет ли страховаться ответственность станций техобслуживания? Сейчас страхуются случаи, когда автомобиль был поврежден на самой станции, но варианты страхования ответственности за неправильный или недостаточный техосмотр отсутствуют.

В любом случае, и в этом мнении сходятся эксперты страхового рынка, «договариваться» с несколькими независимыми друг от друга людьми на предмет нечестной покупки талона техосмотра сейчас становится намного сложнее, что дает надежду: коррупции будет меньше, а безопасности на наших дорогах больше. Уменьшается также количество бюрократических «рогаток» для граждан. На это обратила внимание Анна Трифонова — начальник отдела по работе с корпоративными клиентами петербургского филиала страховой компании «Мастер-Гарант». В связи с часто задаваемыми вопросами она также уточнила, что таких продуктов, как КАСКО и «Грин-кард», нововведения вообще не касаются, их приобретение не имеет каких-то дополнительных обременений.)

Этому позитивному процессу способствует также усовершенствование системы контроля за проведением техосмотра, которое постепенно происходит: так, уже фактически невозможно, как прежде, пройти «техосмотр», даже не привозя машину на станцию. Это и фотофиксация, и система учета талонов, и многие другие факторы, включая жесткие санкции к станциям-нарушителям.

Не отрицая отдельных моментов «российской специфики», страховщики сходятся в том, что новая система предлагает многообразие различных инструментов (от административных до финансовых) для обеспечения результата: вывода на наши дороги исправных автомобилей.

Справка

Материал подготовлен по итогам «круглого стола» на тему «Нововведения в закон о техосмотре и ОСАГО — сложности и подводные камни для автолюбителей», прошедшего в рамках проекта «Медиа-среда» 18 января 2012 года в Санкт-Петербурге и Москве. Проект существует с 2006 года. Он осуществляется PR-агентством Shadursky Promotion совместно с НП «Страховой информационно-аналитический центр».

 

 

Московские власти хотят обидеть владельцев отечественных авто

На рассмотрение Мосгордумы внесено новое гениальное предложение, направленное на улучшение экологической обстановки в столице. Чиновники из комиссии по экологии придумали на удивление простое решение экологических проблем мегаполиса. Главная идея их предложения заключена в запрете въезда в выделенные зоны экологически грязного транспорта. Для проезда в эти зоны не нужны будут специальные разрешения, пропуском станет европейский стандарт Евро-3 , который разделит транспортные средств на чистые и грязные. Те автомобили, класс которых ниже Евро-3, могут потерять в Москве свободу передвижения.

Эта революционная идея родилась в головах московских экологов еще три года назад. Тогда они сразу начали разрабатывать проект закона, запрещавшего въезд в некоторые центральные районы города автомобилей, загрязняющих окружающую среду. Но документ закончить не смогли из-за протестов со стороны ГИБДД. Стражи порядка на дорогах были недовольны тем, что контрольные функции были возложены на их организацию, и предупреждали, что не справятся с огромным объемом работы.

Сейчас вновь поднята эта тема и предпринята вторая попытка проведения этого закона. Если он будет принят, то основной удар придется по российским автомобилям, которые коптят по стандартам далеким от Евро-3. При этом они продолжают быть самыми покупаемыми в стране автомобилями. Закон ударит в первую очередь по владельцам отечественных машин и нарушит их гражданские права.

szpa.ru