Техосмотр не прошел — плати снова!

С 1 января Госавтоинспекция России перестала быть монополистом в проведении технического осмотра автомобилей. Она вообще сняла с себя ответственность за ТО, переложив ее на операторов, страховые компании и Российский союз автостраховщиков. О том, как будет работать новая система, пояснил подполковник полиции Сергей Чернышев, начальник отделения технического надзора отдела ГИБДД У МВД России по городу Тольятти.

- Сергей Михайлович, когда говорят о «территориальной и ценовой доступности» сегодняшних техосмотров автомобилей, что имеют в виду?

- Раньше техосмотр можно было пройти только по месту регистрации транспортного средства. А сегодня — в любом месте, в любом субъекте по всей России. По ценам тоже не произошло удорожания, чего так боялись автолюбители. Раньше за прохождение ТО легковым автомобилем взималось 210 рублей и еще 300 рублей составляла госпошлина. Сегодня каждый субъект принял свое постановление, ему такое право дали. И в Москве сейчас установлен тариф за ТО 700 рублей, в Новосибирске — около 600, в Самарской области — 400 рублей (напомню, что раньше было в общей сумме 510). У нас в городе сегодня 13 операторов занимаются проведением ТО, то есть число их не уменьшилось. Любой тольяттинец вправе выбирать любого оператора из заявленных тринадцати. Такое же право есть у юридических лиц. Предполагается, что остальное довершит конкуренция между операторами, ведь каждый будет стараться предоставить более комфортное обслуживание, чем сосед. И если автолюбитель приедет на станцию и простоит в очереди, на следующий год он обратится к другому оператору. Появилось еще одно изменение — оно касается времени: раньше нормативами было закреплено 42 минуты на прохождение ТО одним автомобилем, сегодня это 30 минут.

- Какие документы необходимы собственнику?

- Свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт ТС, документ, удостоверяющий личность владельца, доверенность на пользование ТС как в простой форме, так и нотариально заверенная. Предъявив эти документы, владелец автомобиля заключает с оператором договор и после прохождения диагностики получает заветный талон. С этим талоном он вправе выбрать страховую компанию для заключения договора ОСАГО. Новые автомобили, купленные в этом году, полностью освобождаются от прохождения ТО на три года. Далее легковые автомобили у нас проходят ТО один раз в два года (при возрасте автомобиля от 3 до 7 лет), затем — ежегодно. Транспортные средства, задействованные на перевозке опасных грузов, перевозке пассажиров, обязаны проходить ТО два раза в год. Согласно ФЗ №170 полностью освобождены от ТО прицепы до 3,5 тонны.

- В мае 2011 года постановлением правительства было отсрочено прохождение ТО. Что делать сегодня тем автолюбителям, у кого срок действия талончиков был июнь 2011 года, июль и более поздние месяцы — срочно ехать на станции или ждать своего месяца?

- Если вам необходимо было предоставить транспортное средство для техосмотра, допустим, в сентябре, значит, предъявите в сентябре 2012 года. Но здесь есть одно но: вам нужно сначала посмотреть на ваш полис ОСАГО. Если срок его действия заканчивается раньше, например, в марте 2012 года, то и ТО вам придется проходить в марте, а не в сентябре.

- Кто будет контролировать качество проведения ТО?

- Ответственность возлагается на Российский союз автостраховщиков. Организации, желающие принять на себя надзорные функции, подают заявления на аккредитацию туда. Все понимают, что от качества проверок будет зависеть очень многое. И если происходит ДТП из-за неисправности автомобиля, эксперт, который подписывал талон техосмотра, несет персональную ответственность. Понесет ответственность и пункт ТО, и непосредственно страховая компания. То есть если раньше возмещение материального ущерба возлагалось только на страховые компании, сегодня в зависимости от тяжести последствий и доказанности будет трое ответственных.

- А у вас есть статистика по полисам ОСАГО? Не приведут ли новшества к росту цен у страховщиков?

- На сегодняшний день уже известно, что процентов на 20-30 подорожали договоры по ОСАГО. Но собственник автомобиля ведь вправе выбирать, у кого получать страховку…

- Будут ли при техосмотрах автомобилей требовать наличие аптечки, как это было раньше?

- Нет. Основные позиции остались — проверка тормозной системы, рулевой, световых приборов. Что касается ценообразования, хочу добавить: вы заплатите 400 рублей, если с первого раза пройдете осмотр. Если ваш автомобиль ТО не прошел, то в течение 20 дней, исправив то, к чему были претензии, владелец может предъявить автомобиль тому же оператору и снова будет оплачивать, но уже за иной объем работ. Было замечание по тормозной системе? Значит, оплатите проверку только тормозной системы. Если же вы обратитесь к оператору уже спустя 20 дней или поедете на другую станцию, то снова обязаны оплатить 400 рублей как за полный осмотр. Таким образом, владелец авто может проходить ТО и два, и три, и четыре раза — пока не пройдет. Я думаю, что при таких условиях, когда станции несут ответственность и материальные затраты, их требовательность и принципиальность возрастет.

- А кому можно предъявить претензии, если станция начнет заниматься вымогательством денег и находить дефекты, которых не существует?

- Любые преступления, которые совершаются на территории города — вопрос компетенции управления МВД. Звоните 02, приходите в территориальные отделения полиции.

Виктория Лобода, Городские ведомости