GM откупилась от профсоюза автомобильных рабочих. Цена вопроса — $35 млрд.







Инокомпания

Инокомпания

Мощнейший американский профсоюз United automobile workers (UAW) провел свою последнюю историческую забастовку. Похоже, UAW уже не будет портить жизнь «большой тройке» — GM, Ford и Chrysler. В годы подъема автопрома профсоюз добился от «тройки» фантастических уступок. В особенности от самого крупного ее представителя, GM. Фирма обеспечила медицинской страховкой всех рабочих. Потом всех бывших рабочих. Потом их жен и мужей. Наконец, приняла знаменитую программу Bank Job, по которой всем уволенным по сокращению гарантировалось сохранение зарплаты, пока они не трудоустроятся или не выйдут на пенсию. Получился почти социализм. Рабочие на конвейерах GM в США зарабатывают в среднем около $35 в час ($6900 в месяц). А на выполнение своих обязательств перед нынешними и бывшими сотрудниками фирма тратит $50 в расчете на час рабочего времени. До недавнего времени это было GM вполне по силам и даже называлось «сотрудничеством работодателя и профсоюза». Ведь по идее, чтобы выполнить требования рабочих, фирме нужно просто получше организовывать весь процесс и сократить издержки. И все в выигрыше.


Но в 1990-х началась стагнация американского авторынка. Тут-то и выяснилось, что любовь-ненависть UAW и GM зашла слишком далеко. Японские производители в Америке, в свое время сумевшие избежать профсоюзного диктата, тратят на человеко-час всего $44 против $85 у GM. Toyota, конечно, вообще образец экономии: на производство одной машины ей нужно чуть меньше 30 часов против 32 с лишним у GM. Но даже ликвидация разницы уже не поможет американской фирме: останутся социальные выплаты, увеличивающие себестоимость автомобиля почти на $1500. Плюс к этому ужасные сложности и расходы, связанные с любым увольнением.


Вопрос встал ребром. Переговоры с GM о процедуре увольнения и страховке пенсионеров зашли в тупик, и профсоюз, как он не раз это делал в прежние времена, начал забастовку. Ровно через два дня она закончилась: глава UAW Рон Геттельфингер объявил о достижении предварительного соглашения с GM. Новый успех могучего профсоюза? Ничего подобного. GM сможет увольнять рабочих в упрощенном порядке, зато выделит в отдельный, не связанный с ней фонд деньги для своих пенсионеров. Причем с дисконтом: $35 млрд. вместо $51 млрд., на которые рассчитывал UAW. Вслед за GM аналогичные соглашения постараются заключить Ford и Chrysler: в сложные времена от «социального сотрудничества» лучше откупиться раз и навсегда.





Прайм-Тасс