Инокомпания |
Объем продаж автоконцернов напрямую зависит от количества дилеров и автосалонов, говорит эксперт по автопрому компании A. T. Kearney Евгений Богданов. В среднем в автосалоне продается 1300-1500 автомобилей в год, подсчитал он. Но в этом правиле есть исключение: у Toyota в одном автосалоне продается по 4000 машин в год, говорит он. Японский концерн, продавший за восемь месяцев 99503 машины (с учетом Lexus), имеет уникально маленькую сеть для такого объема продаж — у Toyota всего 47 дилеров в 23 городах. По количеству дилеров ее обогнали Kia, Hyundai (76 дилеров, продавших за восемь месяцев 80477 автомобилей), Nissan (46 и 72437), Renault (74 и 62588), Mitsubishi (92 и 56557) и даже Skoda, 49 дилеров которой продали 17021 машину. По словам Богданова, Toyota с такой сетью не потеряла в объемах продаж исключительно за счет очень высокой конкурентоспособности автомобилей.
Но в итоге этот феномен может обернуться против Toyota, считает управляющий партнер компании «Маркетинговые и инвестиционные проекты» Владислав Цветков, ведь в ее модельном ряду есть и массовые автомобили, например Corolla, для которой очень важна разветвленная дилерская сеть по всей стране. В бюджетном сегменте конкуренты с более развитой дилерской сетью могут обойти Toyota в продажах в ближайшие год-два, говорит он. Впрочем, дилерская сеть Toyota построена очень продуманно, добавляет Цветков.
В построении дилерской сети Toyota придерживается концепции «меньше (количество дилеров), больше (мощности) и лучше (качество обслуживания)», рассказывает представитель «Тойота мотор» Татьяна Русакова. У Toyota действительно более крупные дилерские центры — в среднем от 4000 до
Как раз об этом заботятся начинающие китайские производители. Быстрый рост продаж китайских автомобилей, например Chery (24866 автомобилей за восемь месяцев этого года против приблизительно 2000 за тот же период в
Потенциал — в регионах
Крупнейшая и самая разветвленная в стране дилерская сеть «АвтоВАЗа», ежегодно продающего по 620-640 тыс. автомобилей, живет своей жизнью. По данным Международной ассоциации дилеров, сейчас у «АвтоВАЗа» свыше 460 дилеров в более чем 200 городах России. Но количество дилеров Lada постоянно уменьшается — еще в сентябре
Крупнейшие иностранные автопроизводители уже освоили города-миллионники и заняли почти все города с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек. Сейчас рост идет за счет городов до 500 тыс. жителей. Например, Renault, по словам представителя компании Ольги Сергеевой, присутствует уже почти во всех городах с населением от 300 тыс. человек.
Сейчас дилерские сети на 90% растут за счет регионов, отмечает Пономарев из Genser. Количество городов, в которых присутствует GM, выросло за прошлый год на 80% (с 36 до 64), Ford — на 20% (с 67 до 81). Представитель Hyundai утверждает, что сейчас соотношение продаж в Москве с Петербургом и регионах составляет 50 на 50, но «по мере развития автомобильного рынка это соотношение будет смещаться в пользу регионов».
На собственном примере
Среди автопроизводителей собственная дилерская сеть в России есть пока только у «АвтоВАЗа» и группы «Сок». «АвтоВАЗ» владеет долями более чем в 130 дилерах, «Сок» — частью дилеров Kia и несколькими десятками мультибрендовых салонов. Группа «ГАЗ» и «Северсталь-авто» от доставшихся им в наследство дилеров избавились несколько лет назад, рассказали представители этих компаний.
Между тем в мировой практике автопроизводителям принадлежит 10-15% дилеров, которые задают стандарты обслуживания, служат ориентиром для других дилеров и обеспечивают производителю связь с конечным покупателем. Постепенно мировой опыт находит применение и в России.
В феврале
Компания Porsche открыла собственный дилерский и сервисный центр в Москве в сентябре
«В прошлом финансовом году мы продали 1900 машин, из них 45% — в Москве, — объяснил причину открытия центра президент Porsche Венделин Видекинг. — Я уверен, что новый центр Porsche в Москве задаст стандарты для наших партнеров не только в России, но и во всем мире».
«Северсталь-авто», которая стала дистрибутором Fiat и SsangYong в России, планирует вложить в развитие собственной дилерской сети $100 млн. «Мы больше потратим времени на то, чтобы им объяснить, как надо, нежели построим свою сеть», — объяснял необходимость создания собственной сети владелец «Северсталь-авто» Вадим Швецов.