Первый квартал 2012 года был сложным для страхового рынка: трудности перевода системы ОСАГО на новый порядок контроля прохождения техосмотра, отказы ряда страховщиков от лицензий, ожидание новых санкций от ФСФР, убытки в различных сегментах бизнеса. Какие ключевые тенденции определяют развитие рынка? На что направлены усилия страховых лоббистов? Какие перспективные направления будут развивать страховщики в ближайшем будущем? На эти и другие вопросы отвечает генеральный директор, председатель правления ОСАО «Ингосстрах» Александр Григорьев.
- Александр Валерьевич, какие проблемы страхового рынка вскрыл скандал с введением нового порядка прохождения техосмотра автотранспортных средств? Велики ли потери страховых компаний по сборам по ОСАГО за 1 квартал 2012 года из-за сложившейся ситуации? И какой выход из создавшегося положения, на ваш взгляд, был бы правильным?
- «Ингосстрах» был единственной компанией на рынке, которая с самого начала заняла принципиальную позицию — такая модель техосмотра не нужна ни государству, ни гражданам, ни страховщикам. Нет ни одной страны мира, где техосмотр сегодня привязан к функциям страховщиков. Мы неоднократно заявляли, что техосмотр — это атавизм. Он появился в XX веке в цивилизованных странах, потому что качество автомобилей было недостаточно хорошим. Люди получали увечья, потому что отваливались колеса, отрывались подвески и т. д. Дальше автопром развивался, и, начиная с 60-70-х годов прошлого века, техосмотр постепенно становился частью личной ответственности автовладельца — как обращение с оружием или содержание опасной собаки. Это соответствовало общей логике развития законодательства западных стран: живущие в той или иной стране по Конституции, гражданскому кодексу, законам обязаны нести ответственность перед другими гражданами. И уже к 90-м годам прошлого века страховщики и техосмотр были разделены везде. Во всех цивилизованных странах мира техосмотром занимаются дилеры или станции технического обслуживания.
По статистике ГАИ, только 0,6% ДТП в России происходят по причине технической неисправности автомобиля. По неофициальным данным, которые не фиксируется в актах ДТП, получается чуть больше — 1,2%. Это значение находится в пределах статистической погрешности. Для сравнения: ДТП из-за пьянства по официальной статистике составляет 25%. Так что никакого значительного влияния на аварийность и ответственность перед потерпевшими техническое состояние автомобиля в статистическом плане не имеет. Ситуация улучшается из года в год, по мере того как из эксплуатации уходит парк советских автомобилей. Но раз уж закон принят, мы должны были работать в новых условиях. Как выяснилось, страна оказалась не готова к запуску новой системы с 1 января. Не хочу здесь выгораживать страховое сообщество. Более того, «Ингосстрах» всегда занимал активную позицию в критике РСА, который проект по ТО, к сожалению, провалил, надо говорить об этом честно. В правительство никто не доложил, что мы не готовы. В результате возник административно-управленческий коллапс: талонов нет, ПИКов нет, мораторий закончился, граждане должны идти получать новые талоны. Привязка талона к ОСАГО с условием его действительности не менее чем 6 месяцев привела к тому, что человек, у которого есть техталон, не может купить ОСАГО.
И на этот «рукотворно» созданный кризис наложился конфликт старых ПИКов с новым законодательством. Старые ПИКи, которые в большинстве своем «промилицейские», теряют бизнес. Дилеры, которых достаточно много, не очень хотят заниматься техосмотром. При установленном, но плохо рассчитанном тарифе, им это невыгодно. «Милицейские» ПИКи по-прежнему торгуют техталонами по совершенно иным ценам. Гознак вовремя не напечатал новые талоны. Со всем этим мы вошли в январь, и дальше началась непонятная ситуация.
Компания «РОСГОССТРАХ» применила схему, где, к сожалению, в работе их партнера ЗАО «Техосмотр» есть нарушения не только страхового, но, на мой взгляд, и уголовного законодательства, что подтверждается многочисленными прокурорскими проверками. Этот плохой пример способствовал тому, что негативное общественное мнение по этому вопросу начало распространяться на всех страховщиков. Схема «РОСГОССТРАХа» для нас была неприемлема. В ней каждому клиенту, обратившемуся к страховщику, предлагают за деньги купить и талон ТО, и полис ОСАГО. Раньше за техосмотр отвечало ГАИ, и мы знаем, что до половины талонов просто покупалось. Но тогда коррупционерами считались ГАИшники, а теперь благодаря изобретению «РОСГОССТРАХа» такими коррупционерами становились бы страховщики. «Ингосстрах» не мог позволить причислить себя к коррупционерам, поэтому мы обратились в ФСФР и правительство с тем, чтобы найти административные решения для выхода из этой ситуации.
Возникли вопросы и к РСА, который не справился с порученным ему государством проектом в этой области. Более того, встал на защиту интересов одной компании. При этом пострадал весь рынок — и репутационно, и административно. Очевидно, что реформы в РСА назрели. Многие важные проблемы в РСА (а это, я напомню, вопросы контроля над оборотом бланков, финансовой устойчивости компаний, ПВУ и др., по которым «Ингосстрах» всегда занимал активную позицию) возникли вследствие того, что система управления РСА не отражала интересы всего рынка, а следовательно, населения и государства. Мы входим в число компаний-инициаторов нового порядка формирования Президиума РСА, целью которого является реформирование управления и расширение прав членов союза, открытое и прозрачное отражение мнений всех страховщиков, принятие более обоснованных управленческих решений для рынка.
Встречи, проведенные в ФСФР и у первого заместителя председателя правительства РФ И.И. Шувалова, показали, что понимание проблемы на высшем уровне есть, а вот в Государственной Думе и в отдельных министерствах и ведомствах — не у всех. Попытка отдельных депутатов и чиновников законсервировать действовавшую систему, на мой взгляд, является не только неправильной, но и не отражает реальных интересов государства.
- Как вся эта неразбериха отразится на рынке? И будут ли страховщики платить по полисам ОСАГО?
- Думаю, когда будут данные за квартал, мы увидим, что реальной просадки рынка нет. Все полисы по ОСАГО в 1-м квартале выдаются в обычном порядке. Единственно правильная позиция — обеспечить в этот переходный, сложный период «рукотворного» кризиса всех граждан полисами ОСАГО. Они должны в соответствии с законом пройти техосмотр, если еще не прошли его. А дальше надо совершенствовать закон, чтобы система работала. Страховщики по всем полисам ОСАГО должны платить. Нет никаких сомнений, что граждане РФ будут защищены.
Медиа-Информационная группа «Страхование сегодня» (МИГ)