Инокомпания |
Российский автомобильный рынок по итогам 2008 года может стать первым в Европе. За первые шесть месяцев этого года в России было продано 1645 тыс. автомобилей, сообщил партнер PricewaterhouseCoopers (PwC) Стэнли Рут. Из этого объема 1,455 млн. составили продажи новых автомобилей (российские и иномарки), а остальные 190 тыс. пришлись на импорт подержанных. За тот же период, по данным Союза немецкой автопромышленности (VDA), в Германии было продано 1,63 млн. новых автомобилей. Таким образом, разрыв между нашим и немецким рынком составляет около 175 тыс. автомобилей.
По итогам года Россия может его преодолеть: у нас продажи растут на 41%, а в Германии стагнируют (4%). По прогнозу г-на Рута, в России будет продано 3,6-3,8 млн. автомобилей в 2008 году. В Германии — 3,2 млн., посчитали в VDA. Этого не ожидали даже гранды мирового автопрома: президент Renault Карлос Гон думал, что Россия станет первой в течение двух лет, а глава европейского подразделения Ford Джон Флеминг — что в 2009 году.
В денежном выражении российский рынок вырос на 64%. Но основная причина этого разрыва — инфляция, а не выбор потребителем более дорогих моделей, считает г-н Рут. «Это очень опасный фактор. Сильная инфляция подрывает организацию производства в России», — говорит эксперт.
По данным PwC, рост продаж в России происходит в основном за счет импорта. Импорт новых иномарок составил половину проданного объема (785 тыс.) и показал наибольший рост в штуках (54%). В то же время рост продаж «российских» иномарок был более скромным (290 тыс., 41% в штуках). Как считает руководитель проекта «Авто Бизнес Инфо» Роман Гуляев, после запуска второй очереди «Автофрамоса», завода Ford и выхода на полную мощность завода Toyota следует ожидать скачка в продажах, который придется уже на следующий год.
Наибольший рост по итогам пяти месяцев продемонстрировали бренды, до сих пор не имеющие собственного завода в России: Honda (176%, 28,8 тыс.), Opel (104%, 43,6 тыс.) и Hyundai (102%, 84,7 тыс.). По мнению г-на Гуляева, эти бренды заинтересованы в первую очередь в завоевании доли на рынке и готовы поступиться доходностью ради этого. А в целом рост цен на новые импортные автомобили оказался даже ниже, чем инфляция. В то время как средняя цена выросла на 9,3% (с 25,9 тыс. до 28,3 тыс. долл.), инфляция на авторынке за год составила 13,1% в долларах, говорит Роман Гуляев. По его словам, средняя цена автомобиля стагнирует, и поэтому автопроизводителям и дилерам придется искать резервы для увеличения доходности внутри компании: сокращать издержки и выводить на рынок более дешевые модели с более скромной комплектацией.
По словам партнера PWC Стенли Рута, на сегодняшний день автомобильный рынок развитых государств в лучшем случае демонстрирует только незначительный ежегодный рост. В лидеры же выбились страны БРИК — Бразилия, Россия, Индия, Китай, — экономики которых развиваются очень быстрыми темпами. «Исходя из современных тенденций, мы предполагаем, что в течение следующих восьми лет вклад России в рост автомобильного рынка в странах БРИК составит более 30% в долларовом выражении», — отмечает эксперт. По прогнозу PWC в период с 2007 по 2015 год вклад Бразилии в общемировой рост сборки автомобилей составит 6%, России — 12%, Индии — 15%, а Китая — 31%.
Аналитик «БрокерКредитСервис» Севастьян Козицын полагает, что у России есть шансы выбиться в лидеры европейского автомобильного рынка и по итогам года. «Уверен, что мы точно войдем в тройку по итогам года. Россия уже обогнала по темпам роста покупок автомобилей Францию и Италию, где потребление на этом рынке начало снижаться», — подчеркнул эксперт.
Говоря о феномене такого роста российского рынка в момент спада на Западе, Козицын отметил, что дело не только в экономическом росте и повышении доходов населения, но и в развитии программ автокредитования. Кроме того, число автомобилей по отношению к населению страны весьма низкое в отличие от развитых государств, что создает потенциал для дальнейшего роста рынка. По словам Козицына, на конец прошлого года на 1 тыс. россиян приходилось только 207 авто, тогда как в США на такое же количество жителей — около 800 машин.
В том, что Россия может выйти на первое место в Европе по числу покупок автомобилей при условии сохранения темпов роста рынка, не сомневается и аналитик ФК «Открытие» Кирилл Таченников. По его словам, для того чтобы стать первыми, нам необходимо выйти к концу года на уровень покупки в 3,7 млн. машин, увеличив объем потребления на 32% по отношению к прошлому году. «Такой результат достижим даже в условиях снижения темпов роста во втором полугодии, которые скорее всего сократятся с 41% до 25%», — говорит Таченников.
Впрочем, некоторые эксперты подвергают методику и выводы PwC критике. В статистику по российскому рынку PwC включила не только продажи новых автомобилей, но и импортированные подержанные автомобили, а в Германии вторичный рынок не учитывается, говорит управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. Если вычесть из российских продаж импорт подержанных автомобилей (190 тыс. за первое полугодие), то Россия со 1,455 млн. проданных новых автомобилей от Германии все-таки отстает, говорит Агибалов. Эксперт по автопрому компании Ernst & Young Иван Бончев отмечает, что поставки подержанных автомобилей в Германию из других стран ничтожны.
И Бончев, и Агибалов считают, что вывод PwC о том, что Россия может стать первым рынком в Европе в 2008 г., почти верен. По прогнозу Бончева, в 2008 г. в России будет продано 3,5 млн. новых и подержанных автомобилей.
Но главный соперник России — Германия — может продать и больше, считает он, ведь в прошлом году рост продаж в этой стране замедлился из-за налоговой реформы, а сейчас немецкий рынок снова набирает темпы. По мнению Агибалова, который сравнивает только объемы продаж новых автомобилей, Германия за год продаст около 3,4 млн. автомобилей, а Россия — 3,2-3,4 млн.
Автор доклада — партнер PwC Стенли Рут делает оптимистичный прогноз до 2020 г., принимая во внимание разработанный Минэкономразвития инновационный сценарий развития экономики: рост числа автомобилей на 1000 человек до 400 штук и ежегодное выбытие автопарка на уровне 6%. По его прогнозу, рынок будет расти нынешними темпами примерно до 2014 г. и увеличится в 1,6 раза до 6 млн. автомобилей в год, после чего темпы роста начнут медленно снижаться.
Это тоже слишком оптимистичный прогноз, считает Бончев: предел российского авторынка, по его подсчетам, только 5,2-5,3 млн. машин к 2014-2015 г. Нужно учитывать, что доходы населения уже не будут расти так, как они росли в 2006-2007 гг., плюс продолжающийся демографический спад, считает он. То есть порог в 400 автомобилей на 1000 населения за счет снижения численности населения, которое правительство обещает остановить только через 3-4 года, будет достигнут раньше, чем думает PwC. Кроме того, автомобили могут подорожать из-за введения обязательных стандартов «Евро-4″ и «Евро-5″, а также из-за роста цен на металлы. С начала этого года они выросли на 60%, напоминает он.
Пока до 400 автомобилей на 1000 жителей еще далеко, говорит Валерий Елизаров из Центра по изучению проблем народонаселения МГУ. По прогнозам PwC, в 2008 г. российский автопарк достигнет почти 30 млн. автомобилей. То есть при населении 142 млн. на 1000 жителей приходится всего 200 машин. Если в столицах и городах-миллионниках думают, покупать или не покупать второй автомобиль, то в малых городах еще только копят на первый, говорит он. Кроме того, из-за беби-бума 1985-1986 гг. сейчас многочисленно поколение 20-летних — это хороший рынок для спортивного молодежного автомобиля, говорит он.
Темпы роста рынка замедляются уже сейчас, отмечает Агибалов: если в прошлом году рынок вырос на 35% (2,6 млн. новых автомобилей в 2007 г. против 1,9 млн. в 2006 г.), то в 2008 г. продажи вырастут лишь на 30% (с 2,6 млн. до 3,4 млн.). Прогноз PwC несколько более оптимистичен: рост снизится с 35% в 2007 г. до 32% — 2,79 млн. автомобилей (как старых, так и подержанных) в 2007 г. против 3,36 млн. в 2008 г.
«Растущие продажи будут стимулировать дальнейший значительный рост внутреннего производства, которое к 2015 г. может достичь 3,2 млн. штук», — говорится в докладе PwC. По прогнозу компании, это около 55% от общего объема продаж в 2015 г. В первом полугодии в России было выпущено 670 тыс. проданных автомобилей — это только 40% от всего рынка. Но тенденция будет, очевидно, не в пользу автомобилей российских брендов — через несколько лет подавляющая масса автомобилей в России будет иномарками, считает Агибалов.
Авто-обозрение