Инокомпания |
GM сообщила о потере 15,5 млрд. долларов накануне 100-летия со дня своего основания.
Квартальные убытки стали для GM третьими по величине за всю столетнюю историю концерна (юбилей 16 сентября) после потери 39 млрд. долл. в третьем квартале прошлого года и 21 млрд. в первом квартале 1992 года. Однако те потери были преимущественно «бумажными» и связаны с изменением отчетности и налоговыми льготами. В этот раз проблемы компании гораздо серьезнее. Из всей суммы 9,1 млрд. долл. пришлось на единовременные убытки, связанные с сокращением сотрудников, банкротством производителя автокомпонентов Delphi и списанием стоимости портфеля автомобилей, которые компания сдает в лизинг.
Однако за исключением единовременных статей операционный убыток компании составил 6,1 млрд. долл. — вчетверо больше прогнозов аналитиков. Главная причина этого — проблемы компании в США, где из-за роста цен на бензин резко упал спрос на внедорожники и грузовики, на которые приходилось порядка 60% продаж компании в стране. На этом фоне убытки компании на родном рынке возросли с 88 млн. до 9,3 млрд. долл. Спад продаж в США (в первом полугодии GM продал в США 1,6 млн. автомобилей, что на 16,5% меньше, чем за тот же период 2007 года) сократил и общие продажи компании на 18%, до 38,2 млрд. долл., съев прирост в других регионах.
«Это ужасные показатели и большой сюрприз. Главная проблема — снижение продаж. Даже за исключением единовременных потерь операционный убыток 6,3 млрд. долл. — все равно очень крупный. И это большая проблема, потому что компания не сможет существовать так постоянно. При этом экономическая ситуация в США не способствует улучшению ситуации в компании», — отметил аналитик Global Insight Пол Ньютон. GM также сообщила, что за квартал потратила 3,6 млрд. долл. собственных резервов, а по оценкам S&P, до конца года автопроизводитель будет «прожигать» по 4 млрд. долл. своих средств ежеквартально. При этом на конец второго квартала у GM на конец года было 21 млрд. долл. наличности и 5 млрд. долл. заемных средств. По словам г-на Ньютона, у компании достаточно средств, чтобы дотянуть как минимум до 2009 года и за это время провести реструктуризацию. «У компании много перспективных подразделений: в России, Южной Америке, Китае. Однако проблемы в США пока все это перевешивают. GM необходимо снизить свою зависимость от США и стать более сбалансированной компанией», — заключил Пол Ньютон.
Андрей Котов, РБК daily