Не вписались









СП авто

СП авто
Новый российский автомобиль класса С, разработанный канадской компанией Magna для «АвтоВАЗа», не «влезает» в отведенный ему ценовой диапазон $10-12 тыс — он обойдется дороже на 10%, а то и на 20%.


В 2006 г. «АвтоВАЗ» продал 724 тыс автомобилей, выручка за девять месяцев 2006 г. — 112 млрд руб., чистая прибыль — 5 млрд руб. Контролирует предприятие ФГУП «Рособоронэкспорт».


Рамочное соглашение о сотрудничестве по разработке новой платформы Lada и организации в Тольятти сборочного завода «АвтоВАЗ» и Magna подписали 22 декабря 2006 г. Первая очередь нового предприятия мощностью 220 тыс машин в год должна заработать в 2009 г. На нем партнеры хотят выпускать 10 новых моделей Lada. В декабре же с Magna был заключен контракт на разработку за 7 млн евро концепт-кара Lada-2116, на базе которого будет разрабатываться платформа для новых автомобилей.


В назначенный срок руководители «АвтоВАЗа» увидели обещанные чертежи. Как рассказали несколько менеджеров завода, знакомых с проектом, новый автомобиль класса С будет российским в прямом смысле слова: его оснастят российским двигателем объемом 1,6 л и отечественной же механической коробкой передач. Зато у автомобиля будет беспрецедентный для российского автопрома уровень пассивной безопасности — «пять звезд» по методике EuroNCAP, рассказал один из сотрудников «АвтоВАЗа». Возможно, добавляет другой, в серийном автомобиле будет и импортный двигатель, например разработанный австрийским инжиниринговым центром AVL, и «автомат».


Magna и «АвтоВАЗ» должны были определить список поставщиков компонентов, оборудования для завода (выбор будет сделан между Siemens и Hyundai) и подписать очередные контракты. Но между партнерами возникли противоречия, рассказали несколько источников на «АвтоВАЗе» и близких к Magna. Из-за них обсуждение проекта с Magna по просьбе председателя совета директоров «АвтоВАЗа» Сергея Чемезова было снято с повестки дня прошедшего 3 апреля заседания совета директоров, рассказал один из членов совета.


Противоречие в том, что стоимость новой машины выйдет за отведенный «АвтоВАЗом» рубеж, утверждают собеседники, В базовой комплектации она должна была вписаться в диапазон $10-12 тыс — с учетом транспортных расходов, дилерской маржи и НДС, и это было указано в соглашении «АвтоВАЗа» и Magna, подписанном в декабре. Но этот уровень уже превышен более чем на 10%, утверждает бизнесмен, знакомый с руководством Magna. Источник в руководстве «АвтоВАЗа» утверждает, что машина вообще получается на 20% дороже, чем предполагалось: $12-14 тыс. На «АвтоВАЗе» этим очень разочарованы. Это неудивительно, ведь в процессе реализации проекта стоимость машины может вырасти еще как минимум до $15 тыс, отмечает аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. Для Lada это неприемлемо: Renault Logan уже сегодня стоит от $9500, а к 2010 г. бюджетные машины стоимостью до $10 тыс в России хотят продавать Nissan, Toyota и Volkswagen. Если эти проекты окажутся успешными, «АвтоВАЗу» даже при сотрудничестве с Magna выжить будет сложно, замечает Сахнова.


Бизнесмен, знакомый с руководством «АвтоВАЗа», не исключает, что речь даже может зайти о прекращении сотрудничества «АвтоВАЗа» и Magna. Но источники в обеих компаниях уверяют, что ставить крест на партнерстве «АвтоВАЗа» с Magna не стоит. 5 апреля руководство Magna во главе с вице-президентом Хубертом Хедлем приехало в Тольятти, для того чтобы представить концепт-кар и обсудить возникшие проблемы. «В концепте заложены импортные комплектующие, а в процессе подготовки серийного производства мы будем заменять импортные комплектующие отечественными. Это позволит снизить стоимость», — надеется один из руководителей «АвтоВАЗа». В этом вряд ли заинтересована Magna, для которой главный интерес в проекте — поставка автокомплектующих для новой Lada, возражает бизнесмен, знакомый с руководством Magna. В этом и кроется причина всех их противоречий. Автокомпоненты Magna — одни из самых дорогих на рынке, поэтому разработанный ею автомобиль не может быть таким дешевым, как Logan или как хочет «АвтоВАЗ».


«АвтоВАЗ» подстегивает фактор времени: если к 2010 г. он не выпустит новую модель, то потеряет рынок, признался как-то в беседе один из топ-менеджеров завода. Deutsche UFG к 2010 г. прогнозирует снижение доли «АвтоВАЗа» на рынке до 28% с прошлогоднего 31%. Поэтому «АвтоВАЗ» постарается довести проект до конца, убежден исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин, сменить партнера на этом этапе значило бы потерять время. Альтернативой Magna мог бы стать проект с Renault, но он зашел в тупик, отмечает Сахнова. Хотя представитель Renault Ольга Сергеева 5 апреля сообщила, что консультации все еще ведутся.


Директор российского представительства Magna Александр Наволоцкий и представитель «АвтоВАЗа» от комментариев отказались.


Magna виновата


Magna привыкла собирать модели таких дешевых марок, как BMW, Saab, Chrysler, Jeep и Mercedes. И конструировать такие народные автомобили, как Audi TT, BMW X3 и в особенности Mercedes G-Klasse (который, очевидно, в силу сходства с «уазиком», завоевал у российских трудящихся масс особенно широкую популярность). Имея такой послужной список, компании трудно, конечно, вписаться в смешные $12 тыс, о которых говорят привыкшие к простым Bentley новые начальники «АвтоВАЗа».


Ну ладно, допустим, Magna все-таки себя проявит: канадский народный автомобиль для России будет разработан и впишется если не $12 тыс, то хоть в $15 тыс. Главная неприятность для «АвтоВАЗа» состоит в том, что в эти рамки уже сейчас прекрасно вписываются другие — Chevrolet Lanos, Chery Amulet, Daewoo Nexia (не считая упомянутого уже Renault Logan). А через пару лет к ним могут добавиться Volkswagen, Nissan и Toyota, которые сейчас открывают заводы в России и обещают (только обещают, конечно) продавать автомобили по $7000. А еще есть ГАЗ, который собрался выпускать автомобили на платформе Chrysler Sebring и Dodge Stratus. Эксперты обещают, что в 2010 г. у нас будет собрано не менее 1 млн иномарок.


И вот тут как раз заработает на полную мощность новый завод в Тольятти, который «АвтоВАЗ» собирается строить вместе с Magna. И как начнет выдавать сначала 220 тыс, а потом, того и гляди, все 450 тыс машин в год, так, спрашивается, кто же их станет покупать даже по $12 тыс? А по $15 тыс? Тут нужно, конечно, поучиться сперва, чтобы понять, почему человек выберет не дешевую Toyota, а дорогие «Жигули» от Magna.



Юлия Федоринова, Глеб Столяров, Ведомости