«Автотор» взяли в узду








СП авто

СП авто
Минпромэнерго и Минэкономразвития готовят постановление правительства о полном лишении калининградского ЗАО «Автотор» таможенных льгот на ввоз автокомпонентов.


9 июля глава совета директоров «Автотор-холдинга» Владимир Щербаков рассказал, что с 1 января 2008 года завод «Автотор» может лишиться всех льгот как резидент ОЭЗ Калининградской области. Статус резидента ОЭЗ позволяет заводу беспошлинно импортировать автокомпоненты для сборки автомобилей Chevrolet, Kia, Chery, BMW, Cadillac, Hummer и Yuejin. Как пояснил господин Щербаков, профильные ведомства (Минпромэнерго, Минэкономразвития и Федеральная таможенная служба) подготовили проект постановления правительства, который оставит «Автотору» льготы, только если он переведет все названные проекты на полный цикл сборки — со сваркой и окраской кузова. И тогда, по мнению господина Щербакова, «Автотору» «наверняка грозит остановка и банкротство», поскольку локализовывать сварку и окраску кузова премиальных марок (BMW, Cadillac, Hummer) экономически нецелесообразно — объемы их продаж и сборки для этого слишком малы.


Владимир Щербаков уверен, что давление министерств на «Автотор» — следствие «корпоративного конфликта завода с самарской группой СОК за право сборки корейской марки Kia». Господин Щербаков пояснил, что инициатором проекта постановления выступил экс-президент СОКа, член Совета федерации Рустем Шиянов, а сам конфликт длится с лета 2005 года. К тому моменту «Автотор» уже собирал Kia, а СОК получил право сборки модели Spectra на своем заводе «ИжАвто». С тех пор между «Автотором» и СОКом, по словам главы «Автотор-холдинга», идет борьба за статус генерального партнера Kia в России. «СОК недавно заявил, что будет собирать у себя новую модель Cee»d, однако эту сборку получили мы, — привел пример Владимир Щербаков. — В итоге сенатор Шиянов обратился с просьбой провести проверку нашей работы буквально ко всем: Михаилу Фрадкову, Виктору Христенко, Герману Грефу, Генпрокуратуре. Параллельно СОК регулярно предлагает нам продать бизнес по сборке Kia, обещая заплатить нам маржу за два-три года вперед, но мы отказываемся». Он добавил, что инициатива лишения «Автотора» действующих льгот «незаконна», потому что ему, как резиденту ОЭЗ, гарантированы эти льготы на период до десяти лет.


Чиновники уже ограничили «Автотор» в льготах: в апреле его обязали организовывать сварку и окраску кузова по всем будущим проектам. Это также было сделано по запросу Рустема Шиянова. 9 июля господин Щербаков уточнил, что введенное ограничение касается сборки новых брэндов. Кроме того, он уточнил, что «Автотор», чтобы «застраховать» сборку моделей BMW, GM и Kia, пролонгировал по ним контракты до 2009-2010 годов. Как отмечают источники, именно пролонгация стала причиной недовольства федеральных чиновников.


В пресс-службе группы СОК заверили, что «не могли инициировать разбирательств чиновников с «Автотором»", а действия Рустема Шиянова комментировать отказались, поскольку он уже не работает в группе. «Но мы, как и все остальные автопроизводители России, не понимаем, почему у «Автотора» больше преференций, чем у других участников рынка», — подчеркнул представитель СОКа Дмитрий Румянцев. Конкуренции за право сборки Kia, по его словам, между компаниями нет. «Однако если нам поступит предложение о выкупе бизнеса «Автотора» по сборке Kia, мы готовы его рассмотреть», — добавил господин Румянцев.


В Минпромэнерго отказались комментировать заявление господина Щербакова. В Минэкономразвития подтвердили, что «есть идея лишить «Автотор» действующих льгот с начала 2008 года», однако она пока не оформлена документально. Источник в одном из профильных ведомств пояснил, что судьба «Автотора» обсуждалась чиновниками на совместном заседании 29 июня — тогда же, когда было принято решение отказать инвесторам собирать в России китайские брэнды. «Скорее всего, проект постановления (о котором говорит господин Щербаков) будет принят и подписан до конца года», — говорит собеседник. Мнение господина Шиянова в этом вопросе, по его словам, не было определяющим. По словам чиновника, «отверточная» сборка на «Автоторе» — всего лишь способ обхода таможенных пошлин на импорт новых иномарок в Россию (25%), который «должен прекратиться как можно скорее».


«Год назад в правительство был внесен проект постановления, которое должно было перевести «Автотор» на режим промсборки и уравнять его с другими проектами, но когда его приняли (ПП РФ №317 от 24 мая 2007 года), оказалось, что требования по окраске и сварке коснутся только новых проектов «Автотора», — сказал собеседник в одном из российских автопроизводителей. — Все отечественные автопроизводители были разочарованы, а группа СОК постаралась сделать это достоянием общественности».


Сейчас только у «Автотора» есть возможность на льготных условиях еще десять лет собирать автомобили. Изменение этих условий не скажется на планах остальных автопроизводителей, собирающихся строить заводы в России, поскольку сейчас все ориентируются на создание полномасштабного производства, считает аналитик ФК «Уралсиб» Кирилл Чуйко.


«Правительство принимает решения сугубо в интересах всей отрасли, но в результате лоббистских возможностей «Автотора» завод получил ничем не мотивированные льготы, которых нет даже у Toyota, Volkswagen или Nissan, — говорит представитель группы «Сок» Дмитрий Румянцев. — Возможность отмены этих льгот скорее всего и стала причиной излишне эмоциональных высказываний господина Щербакова». Комментировать планы группы относительно сборки нового Sportage Румянцев не стал.


Один завод — разные правила


Отмена всех льгот для «Автотора» может повредить проекту сборки китайской Chery, которая началась в апреле 2006 г. Как рассказал гендиректор «Автотора» Валерий Горбунов, контракт на сборку этой модели был подписан еще в 2005 г. За первое полугодие 2007 г. в России было продано более 18 тыс автомобилей Chery. «Автотор» уже начал строить новые мощности для сварки и окраски для этого проекта стоимостью $80 млн, рассказал Горбунов. По его словам, первая очередь заработает в апреле следующего года, вторая — до конца 2008 г.


А для моделей премиальных брендов, которых собирается всего несколько тысяч в год, создание сварки и окраски экономически бессмысленно, говорит Горбунов. Эти проекты лишатся льготного режима. По новым правилам будет работать и проект строительства нового завода Chery мощностью 200 тыс машин в год, поскольку договор еще не подписан. По словам Щербакова, завод планируется начать строить в 2008 г., он будет собирать автомобили класса A, автомобиль «чуть крупнее «Волги» с двигателем 3,5 л и семиместный минивэн.





Андрей Бирюков, Газета