Ford решился








СП авто

СП авто
В конце 2008 года российский завод «Форд-Всеволожск» начнет производить седан Mondeo.


Как сообщили 10 июля в российском офисе Ford, концерн принял решение расширить мощности завода «Форд-Всеволожск» до 125 тыс. машин. Президент и CEO Ford of Europe Джон Флеминг пояснил, что расширение связано со «стремительным ростом российского авторынка» (в первом полугодии 2007 года продажи новых иномарок в РФ выросли на 70%). «Форд-Всеволожск» увеличит выпуск самой популярной в России модели Ford Focus с нынешних 72 тыс. до 100 тыс. машин, а также запустит сборку новой модели Ford Mondeo (25 тыс. штук в год). Инвестиции в проект составят $100 млн, то есть с учетом уже сделанных вложений концерн вложит в «Форд-Всеволожск» $330 млн. Сборка Mondeo начнется в 2008 году, на полную мощность (125 тыс. машин) завод выйдет в 2009 году. Таким образом, Ford расширит производство «Форд-Всеволожска» к моменту выхода на полную мощность большинства других иностранных автосборочных проектов в России.


В первом полугодии 2007 г. Ford продал в России 81782 машины, на 122% больше, чем за тот же период прошлого года. Самой популярной моделью остается Focus — 46173 машины, а Mondeo было продано 3091.


Руководству Ford потребовался год, чтобы принять окончательное решение о расширении «Форд-Всеволожска». Об этих планах последовательно сообщали сначала чиновники Минэкономразвития (в июле 2006 года), а затем и Ленобласти (в декабре). При этом в министерстве утверждали, что помимо расширения Focus и запуска Mondeo Ford также организует в Ленобласти сборку внедорожников Land Rover и Maverick, вложив в «Форд-Всеволожск» в совокупности около $500 млн. Однако в Ford дважды переносили принятие решения о новых моделях (на конец 2006 года, затем на весну-лето 2007 года), и в итоге оно оказалось скромнее прогнозов Минэкономразвития.


Представители компании старательно обходили острые углы своей работы в России, такие, как взаимоотношения с налоговыми органами, споры с то и дело устраивающим забастовки трудовым коллективом, а также проблему локализации производства. По поводу налоговых претензий и профсоюзных активистов топ-менеджеры Ford лишь сказали, что их новый бизнес в России будет полезен и выгоден для всех. А относительно условий, в соответствии с которыми автопроизводитель должен до 30% комплектующих закупать в России, г-н Титро лишь заверил, что компания во всем соответствует правилам соглашения о промсборке. И непременно будет приобретать у местных производителей все больше частей и узлов. Каких именно, у кого и когда — прояснено не было, как без ответа остался и вопрос о том, какой доли локализации компания достигла сейчас на своем производстве во Всеволожске.


Как пояснил источник в министерстве, Ford отказался от сборки Land Rover, поскольку объем сбыта марки в России (5 тыс. машин за первое полугодие 2007 года) делает нецелесообразным сварку и окраску ее кузова в России (к этому Ford обязывает режим промсборки). Maverick, по словам собеседника, вообще снимается с производства. Источник не исключил, что Ford рассмотрит вопрос выпуска внедорожников на «Форд-Всеволожске» в будущем. В российском офисе Ford 10 июля смогли подтвердить лишь, что «дилеры марки распродают остатки Maverick».


Ставка Ford на сегмент легковых автомобилей объяснима. К моменту утверждения нового производственного плана «Форд-Всеволожска» концерн лишился лидерства на российском рынке. Ford уступил его Chevrolet, причем отставание нарастает: если по итогам пяти месяцев 2007 года оно составляло 1,6 тыс. машин, то по итогам полугодия — уже 2,7 тыс. (данные Ассоциации европейского бизнеса). Эксперты объясняли это, во-первых, ростом цен на Ford в России, а во-вторых, началом масштабных продаж «бюджетных» моделей Chevrolet на российском рынке (модель Lanos стоит от $10-11 тыс., тогда как Focus — от $13-14 тыс.).


Сейчас очередь на Ford Focus российского производства растянулась более чем на полгода. Увеличение производства позволит значительно сократить сроки ожидания, считает эксперт Ernst & Young Иван Бончев. По его мнению, Focus еще долго будет популярен, но конкуренция в этом сегменте российского рынка станет увеличиваться за счет появления новых моделей. В этой связи решение о выпуске Mondeo выглядит логичным, считает Бончев.


Продажи нового Ford Mondeo стартовали в России в июле 2007 года. К этому времени число заказов на автомобиль достигло 2450 машин, сообщили в компании Ford. Ford Mondeo относится к европейскому классу D, однако в России эта модель скорее будет конкурировать с японскими седанами класса E — Toyota Camry и Nissan Teana, которые также будут производиться под Санкт-Петербургом, считает аналитик Rye, Man & Gor Securities Илья Фролов. Впрочем, Mondeo наверняка будет дешевле этих автомобилей, полагает Бончев. Сейчас новый Ford Mondeo бельгийской сборки стоит в России от $23800 до $38900 в рублевом эквиваленте, Camry — от $33100 до $46100.


Впрочем, глава автомобильной практики Ernst & Young Иван Бончев сомневается, что расширение выпуска Focus в России приведет к снижению цены на модель. «В этом нет абсолютно никакого смысла с учетом многомесячных очередей на Focus», — говорит эксперт. С этим мнением согласен глава офиса «Автомир» в Санкт-Петербурге Виталий Новиков, который говорит, что «на Focus и так удерживается низкая цена и дилерская маржа на модели не самая высокая». Эксперт уверен, что Focus, остающийся на фоне снижения общей позиции Ford самой продаваемой иномаркой в России, в «среднесрочной перспективе» сохранит лидирующие позиции на российском рынке, а расширение его сборки в России сократит сроки ожидания автомобиля.


Кроме Ford автомобили класса D на базе Chrysler Sebring в России планирует выпускать Горьковский автозавод, но это модель предыдущего поколения, ее цена будет ниже, чем у Mondeo, считает Бончев. По мнению эксперта, конкуренцию Mondeo в основном составят импортируемые автомобили, такие как Mazda 6 или лидер продаж в этом сегменте Toyota Avensis. У аналитиков нет сомнений в том, что Ford сможет продавать 25 тыс. Mondeo в год. В 2006 году продано более 10 тыс., однако это были машины предыдущего поколения, а новая модель станет популярнее прежней, полагает Бончев. Продать 25 тыс. автомобилей в 2009 году компания сможет даже не снижая цен, соглашается Фролов.


Mondeo обречена на успех, считает руководитель одной из петербургских компаний — дилеров Ford. «Единственная у нас машина для тест-драйвов ни секунды не простаивает», — хвастается менеджер.


Сегмент автомобилей стоимостью $20-40 тыс растет в России высокими темпами — на 50% в год, утверждает гендиректор петербургской дилерской группы «Олимп» Евгений Войтенков. Лидером этого сегмента станет тот, кто сможет предложить наиболее выгодные условия, а местное производство очень способствует этому, считает он.


Сейчас наиболее популярными являются машины стоимостью $10-20 тыс, а в 2008-2010 гг. спрос на автомобили в России будет постепенно сдвигаться к более дорогим сегментам, считает аналитик Deutsche UFG Наталья Воднева. К этому времени как раз будут запущены производства автомобилей той же ценовой категории, что и Mondeo в Петербурге. Toyota собирается производить здесь Camry, General Motors и Suzuki — внедорожники Captiva и Grand Vitara, а 8 июля Nissan объявила, что в начале 2009 г. на петербургском заводе компании начнется сборка Teana, который потом будет дополнен внедорожником X-Trail.


Директор департамента по маркетингу компании «СП Бизнес-Кар» (дилерская сеть Toyota и Lexus) Антон Козлов говорит, что, хотя конкурентов у Mondeo много, при растущей емкости рынка Ford сможет продать 25 тыс машин. Тем более что у Ford есть хороший опыт в продвижении Focus на российском рынке, напоминает он.





Юлия Карулина, РБК daily