Крупнейший частный автоконцерн КНР Geely планирует в 2012-2015 гг. построить сборочное производство легковых автомобилей в Белоруссии, которое будет выпускать 120 000 автомобилей в год, еще 10 000 машин — собирать на белорусском заводе «Автогидроусилитель», сообщила пресс-служба правительства Белоруссии.
Амбициозные планы — создание такого производства требует $300-500 млн. инвестиций, замечает гендиректор Auto-Dealer.ru Олег Дацкив: «Скорее похоже на политическое заявление». По данным директора по стратегическому развитию дилерской группы «Атлант-М» Алексея Терещенко, в 2011 г. в Белоруссии было поставлено на учет 16 500 новых иномарок, ввезено с учетом подержанных 250 000 машин. Проект может быть оправдан, если в качестве рынка сбыта рассматривается Россия, считает он. Но в России столько машин продают Toyota, Ford, VW, вместе взятые, в 2011 г. Geely реализовала на российском рынке 6060 автомобилей (данные Ассоциации европейского бизнеса).
Никаких барьеров на пути белорусских товаров Москва в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) установить не может, говорит профессор ВШЭ Алексей Портанский.
В соответствии с правилами Таможенного союза и ЕЭП Минск сам не может вводить преференции, отмечает министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрей Слепнев. По его словам, правила исключают предоставление и специфических субсидий для поддержки производства или экспорта по сравнению с другими членами союза, но полномочий вмешиваться в согласование такого рода проектов между странами у ЕЭК нет: это возможно только в случае нарушений правил союза и ЕЭП. В рамках Таможенного союза есть договоренность о координации промышленной политики в различных отраслях, напоминает замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов. Без согласования Белоруссия может предоставить Geely только налоговые льготы или субсидии, отмечает Вильгельмина Шавшина из DLA Piper.
Российских производителей появление потенциального конкурента не испугало. Присутствие как можно большего количества качественных, привлекательных по цене и удобных в эксплуатации автомобилей нормально для развитого рынка, говорит представитель АвтоВАЗа.
vedomosti.ru