Цену забастовки назвал Ford







СП авто

СП авто

Из-за забастовки профсоюза завод Ford во Всеволожске недопроизвел почти 5 тыс. автомобилей Focus. Компания была вынуждена почти на месяц перенести запуск производства Ford Focus третьего поколения.


Рабочие всеволожского завода Ford бастовали в прошлом году дважды. В феврале предприятие простаивало один день, в результате чего рабочие добились изменения условий коллективного договора, вступившего в действие с 1 марта. Кроме того, конвейер завода был полностью остановлен 20 ноября и полноценно заработал в три смены только с 17 декабря (28 ноября была начата работа в одну смену, а 10 декабря — в две, однако, как утверждали представители профсоюза, во время забастовки автомобили, производящиеся на заводе, полностью не укомплектовывались и не проверялись на соответствие качеству).


Недавно руководство Ford рассказало, во сколько им обошлась ноябрьская забастовка. Как сообщил журналистам директор по продажам Ford в России Игорь Чикирис, из-за этого компания недопроизвела почти 5 тыс. автомобилей Focus. Это практически сопоставимо с месячным объемом производства всеволожского завода (при существующей мощности производства в 72-75 тыс. автомобилей, в месяц предприятие производит около 6 тыс. машин). Еще одним следствием забастовки стал перенос сроков запуска в производство нового Focus с середины января на середину февраля.


По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи Focus в декабре упали по сравнению с прошлым годом на 16% (9446 автомобилей против 11 252 в 2006 году), а продажи всего модельного ряда упали на 2%, притом что рынок вырос в декабре на 50%. Впрочем, все это не помешало Focus по итогам 2007 года уже в пятый раз подряд стать самой продаваемой иномаркой в России (97 тыс. автомобилей, рост на 32%).


Между тем компания вовсе не застрахована от повторения прошлогоднего форс-мажора. «Трудности с профсоюзом обусловлены недостатком рабочей силы, акции протеста начались, как только Toyota объявила, что будет строить завод», — считает консультант A.T. Kearney Moscow Евгений Богданов. По его мнению, ситуация будет только накаляться, по мере того как свои питерские заводы запустят остальные производители. В то же время, говорит он, бесконечно поднимать зарплату рабочим невозможно. Это делает бессмысленным производство в России. По словам партнера PricewaterhouseСoopers Стенли Рута, экономическая целесообразность производства в России и так сокращается за счет инфляции.


Одновременно автопроизводители не могут свободно компенсировать дополнительные расходы на рабочую силу и убытки от недопроизводства за счет повышения цены на автомобили. «На российском рынке маржа автопроизводителя и дилера не так велика, как на других рынках, например в Германии, Италии и Великобритании, — говорит г-н Чикирис. — Поэтому при распределении квот преимущество отдается другим рынкам». По его словам, Ford мог бы сохранить первое место в продажах по итогам года, если бы России была выделена большая квота.





Юлия Карулина, РБК daily