СП авто |
Концерн General Motors (GM) начал поиск площадки для строительства второго завода в России — делегация GM уже осмотрела участок земли в Краснодарском крае.
О том, что делегация GM осмотрела земельные участки в Динском районе Краснодарского края, рассказал заместитель главы управления промышленности и строительства региона Вячеслав Иванов. По его словам, GM ищет площадку под завод для сборки моделей Opel и Chrolet. Мощность завода он не уточнил, отметив лишь, что на начальном этапе автоконцерн рассчитывает создать производство «на 500 рабочих мест», а затем расширить его за счет строительства двух дополнительных очередей. В целом строительство завода займет около пяти лет, уточнил господин Иванов.
По его словам, администрация Динского района предложила GM три земельных участка под проект, выразив готовность подвести к ним инфраструктуру. Когда GM даст свой ответ, неизвестно. В российском офисе концерна подтвердили, что «ведут переговоры со многими российскими партнерами о возможном создании производства в России», но подчеркнули, что окончательное решение на этот счет не принято. В Минэкономразвития (согласовывает проекты по промсборке автомобилей в России) от комментариев отказались.
GM уже строит один завод в Санкт-Петербурге, который также будет собирать модели Chrolet и Opel, его мощность составит 70 тыс. машин, а запуск производства намечен на ноябрь 2008 года. Когда завод выйдет на полную мощность, на нем будут работать 900 человек. Исходя из этого Иван Бончев из Ernst & Young не исключает, что мощность второго завода GM в России на первом этапе составит от 25 тыс. до 50 тыс. машин. Если концерн решится на проект, то эти объемы впоследствии наверняка будут увеличены, считает эксперт.
Режим промсборки, по которому в России работают все заводы иностранных автоконцернов, был упразднен еще осенью 2007 года как противоречащий нормам ВТО. Однако, как утверждают источники в профильных министерствах, GM заблаговременно подписал с Минэкономразвития меморандум о строительстве второго завода в России, поэтому на концерн ограничения не распространятся. Срок действия меморандума с GM истекает в сентябре 2008 года, до этого времени автоконцерн должен выбрать себе площадку. По словам источников в министерствах, GM осматривал землю не только в Краснодарском крае, но и в Калужской области. Кроме того, делегация GM во главе с президентом концерна Риком Вагонером приезжала в Нижегородскую область.
GM не единственный автоконцерн, который задумался о строительстве второго завода в России. В конце мая о подобной возможности говорил и вице-президент Ford of Europe Джим Титро. Сейчас у Ford работает завод «Форд-Всеволожск» в Ленобласти, однако господин Титро сказал, что второй «необязательно будет построен в Санкт-Петербурге». Подробностей проекта он не привел.
Господин Бончев не удивлен, что автоконцерны уже не рассматривают Петербург как регион для строительства новых мощностей, — дефицит рабочей силы там будет только нарастать. Стремление автоконцернов наращивать сборочные мощности в России он объясняет растущим авторынком (по итогам 2009 года он может стать крупнейшим в Европе). Особенно важно это для GM, финансовое состояние которого сейчас тяжелое из-за спада продаж на традиционных рынках. Михаил Пак из ИФК «Метрополь» говорит, что юг России мог привлечь GM своей близостью к морским портам и развитой железнодорожной сетью, связанной с Центральным регионом. Тем более, говорит аналитик, в преддверии Олимпиады в Сочи инфраструктура на юге будет развиваться.
Дмитрий Беликов; Ирина Замулина, Коммерсантъ