Год решений








Авторынок

Авторынок
Еврокомиссия собирается обязать местных производителей снизить к 2012 году уровень углекислого газа в выхлопе на 20%. Это плохие новости для Ford, который как раз пытался улучшить финансовое положение за счет продажи производств Jaguar и Land Rover, оценивающихся в $3 млрд.


В 2006 году совокупные убытки Ford составили $12,6 млрд., и, хотя во втором квартале 2007 года компании удалось впервые почти за два года получить прибыль $750 млн., по итогам года все равно ожидаются убытки. Проблема в том, что Jaguar и Land Rover специализируются соответственно на спорткарах и внедорожниках, характеристики которых очень сложно вписать в рамки новых ограничений. И если до недавнего времени этими компаниями интересовались несколько инвестфондов, то теперь их вряд ли удастся так легко продать в намеченные сроки.


Теперь в Ford заговорили о намерении до конца года решить вопрос с продажей еще одной марки — Volvo. Раньше руководители обещали, что не станут продавать Volvo, пока она приносит прибыль. Но, видимо, капитализация важнее любых принципов — и компания решается на шаги, которых она раньше сама от себя не ожидала. Впрочем, для Ford это не впервой — например, прошлой осенью акционеры Ford неожиданно пригласили возглавить компанию Алана Малалли, ранее работавшего в компании Boeing, никак не связанной с автопромом.


В поисках новых неожиданных решений за Ford идут и другие. Концерн DaimlerChrysler недавно закрыл сделку по продаже 80,1% убыточного подразделения Chrysler инвестфонду Cerberus Capital Management за $7,4 млрд. Средства пойдут на реформирование американской компании. Самой DaimlerChrysler, которая уже думает о переименовании, чтобы дистанцироваться от «слабого звена», ничего не достанется — но и это неплохо, учитывая, что только своим работникам Chrysler должна $18 млрд.


При покупке компании инвестфонд консультировал бывший топ-менеджер Chrysler Вольфганг Бернхард, и ожидалось, что он же и возглавит совет директоров компании. Однако и здесь окончательное решение оказалось весьма нетривиальным: в последний момент выяснилось, что Бернхард не будет работать ни с Chrysler, ни с Cerberus «по семейным обстоятельствам». Пост президента Chrysler сохранит бывший генеральный директор автоконцерна, ветеран отрасли Томас Ласорда. Лидером же компании станет Роберт Нарделли, бывший гендиректор розничной сети товаров для дома Home Depot. Всю жизнь Нарделли был далек от автопромышленности, зато он является одним из самых высокооплачиваемых менеджеров мира — на прежнем месте работы он получил выходное пособие в размере $210 млн., правда, ценой скандала с частью акционеров.


Дадут ли эти «асимметричные» меры желаемый результат, пока неизвестно. Однако очевидно, что некоторые профессиональные инвесторы верят в скорый подъем американского автопрома. Например, недавно Олег Дерипаска к своим многочисленным автомобильным активам, объединенным в группу ГАЗ, неожиданно прибавил 5% акций в General Motors, убытки которой в 2006 году хотя и сократились в 5,3 раза, но все равно составили $1,98 млрд. Более того, Олега Дерипаску рассматривали как одного из вероятных претендентов на покупку уже упомянутых Land Rover и Jaguar. Правда, принадлежащее ему ОАО «Русские машины» распространило официальное заявление, в котором отрицает заинтересованность в приобретении Land Rover и Jaguar.





Павел Куликов, Даниил Желобанов, Секрет фирмы