Авторынок |
Пока у банка 2 подразделения в автосалонах (оба находятся на Рублевском шоссе), в начале 2008-го он намерен открыть еще 16 офисов. Банк не говорит о том, какой объем средств планирует выдавать на покупку автомобилей и какие еще продукты в ближайшем будущем он предложит потребителям. Пока известны условия кредитования на покупку Toyota и Lexus. Ставка по кредитам на Toyota в валюте составляет 9% годовых, в рублях — 11% годовых, если есть подтверждение дохода по справке 2-НДФЛ. В противном случае ставка увеличивается на 0,5 процентного пункта. Кроме того, за рассмотрение заявки (срок — один день) клиенту придется заплатить как минимум 50 долл. Условия по Lexus такие же, но стоимость рассмотрения заявки составляет от 100 долл. Работать банк будет с пятью страховщиками: РОСНО, «Ингосстрах», «Ренессанс Страхование», ВСК и НАСТА.
Поскольку открывать счета физическим лицам без лицензии на работу со вкладами банк не имеет права (для ее получения он должен отработать на российском рынке два года), задолженность по кредитам заемщикам предлагается погашать через банкоматы и отделения банка «Сосьете Женераль Восток».
Предложения Тойота-банка ничем не отличаются от среднерыночных условий автокредитования. Получить кредит на покупку Toyota и Lexus можно во многих российских банках, в частности в «Уралсибе», Международном московском банке, Райффайзенбанке, ВТБ-24, Банке Москвы.
Несмотря на это, Тойота-банк, по словам его вице-президента Геннадия Белюкина, планирует «стать основным поставщиком финансовых услуг для покупателей Toyota и Lexus». Конкурировать с другими банками, предоставляющими кредиты на машины японского автоконцерна, Тойота-банк планирует за счет более высокого качества обслуживания. Так, клиент может оформить все документы в дилерском центре, в то время как другие банки предлагают ехать в офис, чтобы заключить договор.
И все же участники рынка ждали большего от Тойота-банка — принципиально новых предложений, которых еще не было в России. «Для того чтобы «зацепить» клиента, нужно предложить нечто революционное, то, чего нет у конкурентов, — говорит вице-президент крупного розничного банка. — Да и ставки могли бы быть ниже, ведь стоимость кредита для заемщика до сих пор остается определяющим фактором при выборе банка». По мнению управляющего директора блока «розничный бизнес» Банка Москвы Александра Шерстюкова, «странно, что производитель машин не дал никаких финансовых преференций для своего банка». Как известно, ранее в СМИ со ссылкой на руководителей Toyota появлялась информация, что банк будет выдавать кредиты под 4-5% годовых.
По словам члена правления Райффайзенбанка Романа Воробьева, «стратегия развития бизнеса Тойота-банка осторожная»: «Для того чтобы предложить низкие ставки, нужно правильно оценить кредитные риски этого рынка, а значит, иметь большой опыт работы на нем».
По единогласному мнению банкиров, Тойота Банк может оказаться в лидерах рынка благодаря поддержке компании-производителя. И хотя в самом Тойота Банке и в российском представительстве «Тойота Мотор» официально заявляют, что дилер вправе выбирать себе партнеров самостоятельно, участники рынка уверены, что без участия производителя не обойдется. «Вопрос не в условиях кредитования, — поясняет член правления Международного московского банка Эдуард Иссопов. — Вопрос в том, будет ли Toyota Motor строить работу с дилерами таким образом, чтобы сделать для них преференциальной работу с Тойота Банком и замкнуть на нем кредитные продажи».
Участники рынка уверены, что с приходом на рынок других кэптивных банков западных автоконцернов (об этом уже заявляли Crysler и BMW) российские банки могут лишиться значительной части рынка автокредитования. По оценкам экспертов, в кредит продается более 70% новых иномарок. По мнению господина Воробьева, с приходом на рынок автокредитования карманных банков автопроизводителей универсальные банки будут вынуждены довольствоваться кредитованием отечественных и подержанных автомобилей.
Наталья Романова, Время новостей