Авторынок |
Поправки упрощают процедуры возврата и обмена дефектных автомобилей. В соответствии с новыми нормами купленный автомобиль можно будет вернуть в течение 15 суток после приобретения, если в нем обнаружились «недостатки». Кроме того, автомобиль можно будет вернуть или обменять, если в течение года машина находилась в автосервисах суммарно более 30 суток. При этом срок гарантийного ремонта не может превышать 45 суток, если это правило нарушается, автовладелец имеет право получить компенсацию.
Опрошенные дилеры уверены, что поправки приведут к потерям для дилерского бизнеса. «После покупки автомобиль ставится на учет в ГАИ и теряет 20% цены. А дилерская маржа составляет 6-7%. При этом автопроизводитель компенсирует дилеру только расходы на гарантийный ремонт, а мелкие «недостатки» в этот перечень не входят. Покупатели часто бывают недовольны машиной после покупки, и мелкие дефекты не редкость», — говорит гендиректор «Инком-Авто» Владимир Франке. По его мнению, после вступления поправок в силу появится большое количество злоупотреблений, в частности покупатели будут требовать скидки под угрозой возврата машины.
«Раньше в законе говорилось о возврате автомобиля при наличии существенных недостатков и предполагалось проведение экспертизы. Теперь слово «существенные» убрали, а экспертиза не обязательна», — говорит член совета директоров «Автомира» Игорь Кроливец. В первую очередь, по его мнению, поправки ударят по китайским брендам. «У них есть явные трудности с наличием запчастей и выполнением гарантийных обязательств, и, когда количество претензий превысит критическую черту, многие дилеры просто перестанут заниматься этими брендами», — считает он. По словам г-на Кроливца, «Автомир» намерен подключить Российскую ассоциацию автомобильных дилеров и добиться изменения поправок.
«Поправки писали люди, враждебно настроенные к дилерскому бизнесу», — шутит президент Favorit Motors Владимир Попов. По его мнению, поправки оказались даже жестче аналогичного закона США. «Дистрибьюторов китайских брендов ожидает катастрофа. Китайцы не связывают себя компенсациями по качеству», — говорит г-н Попов. По мнению руководителя отдела общественных связей ИРИТО (дистрибьютор китайских брендов Great Wall, Hafei, BYD) Андрея Матвеева, новая схема возврата автомобилей может стать ударом по дилерам с небольшими объемами продаж. По оценке г-на Попова, критичной для дилеров будет доля возврата в 7%.
Новая редакция закона обсуждалась и на дилерской конференции АвтоВАЗа в Тольятти. По словам одного из дилеров, АвтоВАЗ через «Рособоронэкспорт» намерен обратиться в правительство, чтобы добиться смягчения поправок. Однако представитель АвтоВАЗа это не подтвердил. «Мы проинформировали дилеров о новых правилах, но выступать с инициативами по их изменению мы не собирались», — сказал представитель завода.
В то же время, по мнению г-на Попова, есть и сдерживающие факторы. «Автомобиль для российского потребителя — эмоциональная покупка. Машину заказывают и долго ждут. Немногие после этого готовы возвращать автомобиль в салон», — считает он. «С автомобилем трудно проявлять покупательский экстремизм. Уже покупка автомобиля отнимает массу времени, а возврат отнимет его и подавно», — согласен г-н Матвеев из ИРИТО. По его словам, сегодня у покупателя практически нет возможности вернуть действительно некачественный автомобиль, а новые поправки позволят это сделать.
Юлия Карулина, РБК daily