На АвтоВАЗ проникнут неустановленные лица








Авто России

Авто России
Совет директоров АвтоВАЗа пересмотрел схему ликвидации перекрестной структуры собственности завода. Завод не будет делить своего крупнейшего акционера ОАО «Автомобильный всероссийский альянс» (AVVA) на две компании, а присоединит его целиком.


23 июля прошло заседание совета директоров АвтоВАЗа. Как рассказал источник, близкий к заводу, совет пересмотрел схему ликвидации перекрестной структуры собственности АвтоВАЗа. В частности было принято решение отказаться от идеи разделения дочернего общества и крупнейшего акционера завода — ОАО «Автомобильный всероссийский альянс» (AVVA, владеет 36,55% голосующих акций АвтоВАЗа) на две компании. По словам источника, AVVA будет присоединен к АвтоВАЗу целиком, после чего принадлежащий ему пакет завода будет погашен как казначейский. Миноритарии AVVA (на них приходится около 10% акций общества) станут миноритариями АвтоВАЗа. Какой пакет в заводе они получат после погашения, собеседник сказать затруднился, пояснив, что коэффициенты конвертации акций AVVA в акции АвтоВАЗа пока не утверждены. Сейчас, владея 10% акций AVVA, миноритарии имеют право претендовать на 3,65% акций АвтоВАЗа.


В пресс-службе АвтоВАЗа подтвердили, что «концепция ликвидации перекрестной структуры собственности утверждена и предполагает присоединение дочерних обществ к заводу». Интересы миноритариев «дочек» будут соблюдены, подчеркнули в пресс-службе. По словам источника на АвтоВАЗе, схема скорректирована для того, чтобы «побыстрее закончить» ликвидацию перекрестной структуры собственности завода. «АвтоВАЗу нужно привлекать в капитал «стратега» и проводить IPO, а утвержденный вариант позволит нам подготовиться к этому в конце июня 2008 года», — пояснил собеседник. Возможный стратегический инвестор для АвтоВАЗа, по словам источника, пока не найден. В декабре 2006 года руководство АвтоВАЗа впервые заявило, что готово продать потенциальному партнеру до 25% акций предприятия. Среди претендентов называются Renault, FIAT, «Русские машины» (входят в холдинг «Базовый элемент» Олега Дерипаски).


До собрания на АвтоВАЗе существовал альтернативный вариант ликвидации перекрестка: AVVA мог быть разделен на две компании. Дело в том, что с середины 1990-х годов в результате кампании Бориса Березовского по сбору средств на выпуск народного автомобиля около 10% акций AVVA зарезервировано на счете неустановленных лиц, их имеют право получить владельцы так называемых свидетельств о депонировании (СДА). Пакет в 10% акций AVVA, в свою очередь, дает право претендовать на 3,65% акций АвтоВАЗа. Чтобы учесть интересы миноритариев, AVVA планировалось разделить на две компании, одна из которых получила бы имущество, сопоставимое по стоимости 3,65% акций завода, а другая была бы присоединена к АвтоВАЗу. Однако, поясняют собеседники, только эта процедура заняла бы около полутора лет, что затянуло бы реализацию схемы ликвидации перекрестка.


Неофициально в AVVA признают, что не знают даже приблизительного количества держателей СДА — эти бумаги находятся в свободном обращении и могут быть перепроданы другим лицам. Между тем нынешние владельцы 3,65% акций АвтоВАЗа могут стать крупными акционерами завода через год. Ликвидация перекрестка подразумевает погашение 66,5% акций завода. В результате владельцем 75% плюс одна акция завода должен стать консорциум инвесторов во главе с ФГУП «Рособоронэкспорт» и Troika Capital Partners. По оценкам Кирилла Чуйко из «Уралсиба», после погашения 3,65% владельцы акций станут собственниками 8-11% акций завода.


Сколько будет стоить такой пакет, господин Чуйко сказать затруднился, «поскольку акции АвтоВАЗа все время растут». Действительно, если на конец марта 3,65% акций АвтоВАЗа стоили на бирже $95 млн, то 23 июля уже около $180 млн. Аналитик ИГ «Капиталъ» Михаил Пак не исключает, что в России найдется инвестор, который постарается консолидировать СДА AVVA, чтобы впоследствии стать крупным акционером АвтоВАЗа. Впрочем, источник на АвтоВАЗе утверждает, что скупать СДА пытался финансовый консультант «Росборонэкспорта» ИК «Тройка Диалог», однако эта инициатива не увенчалась успехом. СДА распространялись в 1993-1995 годах, и найти их держателей сейчас крайне сложно.


Схема с созданием двух юрлиц с разным составом акционеров — «АвтоВАЗом» в одном и мертвыми душами в другом — противоречит закону «Об акционерных обществах», отмечает адвокат коллегии адвокатов «Юков, Хренов и партнеры» Дмитрий Степанов. Акционеры, не участвовавшие в голосовании по такой реорганизации, все равно бы имели право на доли в обеих вновь созданных компаниях, объясняет юрист.


Аналитик ИК «Капитал» Михаил Пак считает, что схема с присоединением AVVA к «АвтоВАЗу» в существующем виде позволит сократить сроки ликвидации перекрестного владения. Однако при присоединении AVVA к «АвтоВАЗу» и погашении всех казначейских акций совладельцы этой «дочки», те самые мертвые души, могут получить 8,5-11,5% от нового уставного капитала «АвтоВАЗа», подсчитал аналитик «Уралсиба» Кирилл Чуйко. Если, конечно, коэффициент обмена акций AVVA на акции «АвтоВАЗа» будет 1 к 1.





Дмитрий Беликов, Коммерсантъ