Авторынок |
На чем будут работать автомобильные двигатели будущего: на биотопливе, электричестве, водороде.
Кажется, что под давлением общественного мнения, требующего «зеленых» автомобилей, производители лишились рассудка и погнались за всеми зайцами (технологиями) одновременно, тратя на это миллиарды. Но у автомобильных концернов просто нет иного выхода. «В настоящий момент мы не можем не развивать все технологии экологически чистых двигателей — просто потому, что не знаем, какая технология победит, — объясняет президент General Motors Рик Вагонер. — Если вы поговорите с нашими специалистами, разрабатывающими двигатель на топливных элементах, они очень быстро убедят вас, что именно за этой технологией будущее. Но если вы начнете беседу с инженерами, которые работают над технологией электроавтомобилей на подзарядке, результат будет точно такой же».
Чистое будущее
США — самый большой автомобильный рынок на планете — в авангарде провозглашенной борьбы за «зеленые» автомобили. В январе площадкой для демонстрации этой борьбы стал Детройтский автомобильный салон.
Chrysler проиллюстрировал правоту слов своего конкурента из GM, представив сразу три экологических концепт-кара, работающих на разных технологиях. Однообъемник Chrysler ecoVoyager помимо электромотора использует энергию водорода, спорткар Dodge Zeo — электромобиль на литий-ионных аккумуляторах (запас автономного хода целых
О том, насколько глубоко «зеленое» сознание завладело умами автопроизводителей, свидетельствовал стенд Ferrari. Главное место на нем занимал ярко-красный Ferrari F430 Spider, работающий на… биоэтаноле. Итальянцы обещают, что двигатель, способный потреблять смесь 15% бензина и 85% биоэтанола, стал на
Впрочем, выставленный Ferrari F430 — это пока лишь концепт, в то время как для производителей «гражданских» автомобилей двигатели на биоэтаноле — это уже сегодняшний день: по дорогам США ездит свыше 4 млн. подобных машин.
Где брать сырье
Главная проблема для Северной Америки — отсутствие достаточного количества сырья для производства биоэтанола (чтобы обеспечить топливом многомиллионный автомобильный парк страны) и, как следствие, отсутствие необходимого числа АЗС, предлагающих биоэтанол. По разным оценкам, в США 140-170 тыс. заправок, но только на 1% из них можно залить биоэтанол. Максимальное количество «биоАЗС» — в штатах Среднего Запада, где выращивается кукуруза, идущая на изготовление биоэтанола, в южной Флориде до последнего момента была лишь одна подобная заправка, а на Аляске их и вовсе не было.
Именно слабая развитость сети «биоАЗС» и отсутствие необходимого количества сырья для биотоплива удерживают американских автопроизводителей от увеличения производства машин, работающих на биоэтаноле. Но мириться с таким положением вещей концерны не хотят. При содействии GM за последние 18 месяцев в США были открыты 300 новых «биоАЗС», а в дни Детройтского автосалона GM объявила о покупке доли в компании Coskata, которая обещает построить завод и наладить производство 100 млн. галлонов биоэтанола в год из промышленных и бытовых отходов — он будет в три раза дешевле, чем сейчас стоит бензин в США.
Вопрос снижения зависимости от импортной нефти для США еще и политический. В настоящий момент США потребляют 5 млрд. галлонов биоэтанола в год, но правительство поставило задачу довести потребление до 36 млрд. галлонов в
По данным газеты Detroit News, к
Бензин и электричество
Успех гибрида Toyota Prius убедил и других автопроизводителей, что покупатели готовы воспринимать автомобили, работающие и на бензине, и на электричестве. Тем временем Toyota уже начала продажи в США гибридной версии своего бестселлера — Camry. Как сообщила представитель «Тойота мотор», решения о продажах гибридной Camry в России пока нет, но сейчас обсуждается вопрос о возможных поставках в нашу страну с
Президент Toyota Катсуаке Ватанабе заявил в Детройте, что на следующий год компания привезет в США два новых гибрида: один — под маркой Lexus, другой — Toyota, что станет очередным шагом для достижения в следующем десятилетии ежегодного объема продаж гибридов в 1 млн. шт.
Очередной шаг в эволюции гибридных автомобилей — электромобили с подзарядкой, владельцы которых смогут заряжать батареи от внешних электросетей во время стоянки. Японские, американские и европейские концерны включились в гонку — кто быстрее выведет подобные автомобили на рынок. GM и Toyota заявили, что их подзаряжаемые электромобили появятся в продаже в США уже в
Главная проблема для создателей электромобилей в том, что существующие сегодня аккумуляторные батареи не позволяют накопить необходимого для дальней поездки электричества или же получаются слишком большими и тяжелыми. Нужны новые технологии, которые позволят сохранять большее количество энергии и подзаряжать батареи в течение короткого времени — за ночь, что автомобиль припаркован у дома, или в течение нескольких часов на парковке в городе.
Toyota разрабатывает новые батареи совместно с компанией Panasonic, GM работает с двумя группами поставщиков — LG Chem-Compact Power и консорциумом A123 Systems и Continental AG.
Руководители GM подтвердили сроки начала продаж электромобиля Chevrolet Volt, премьера которого состоялась в прошлом году: этим летом начинаются дорожные испытания Volt, а в продажу в США он должен поступить к ноябрю
Но General Motors может обогнать компания Honda, которая собирается вывести свой подзаряжаемый гибрид FCX Clarity на американский рынок уже летом. Honda не стала повторять своих же ошибок (появившийся в США на год раньше Toyota Prius двухместный гибрид Honda Insight был отвергнут покупателями из-за «непрактичности»), и потому FCX Clarity, работающий на топливных элементах, сделан «практичным»: автомобиль способен принять четырех человек плюс багаж.
На страсти американцев к большим автомобилям решил сыграть и Хенрик Фискер. Его компания Fisker Automotive привезла в Детройт роскошный спортседан под названием Karma. Без малого пятиметровый автомобиль приводится в действие электромотором (запас хода —
Не игнорируют электромобильную моду и европейцы: Volvo привезла в Детройт подзаряжаемый электромобиль на базе C30 — Recharge Concept. Машина оборудована электро- и турбированным дизельным двигателем объемом
Туманное настоящее
В Европе главный полигон для отработки экологических технологий — это Лондон. Городские власти ввели платный въезд в центр города, но для владельцев электромобилей он по-прежнему бесплатный — более того, этим машинам предоставляются бесплатная парковка и возможность подзаряжать свой автомобиль. У горожан появился реальный стимул покупать экологически чистые автомобили.
Как следствие, Великобритания стала крупнейшим рынком для электроавтомобилей в Европе. Конечно, объем продаж пока смешон — за 10 месяцев 2007 г., по данным JATO Dynamics, он составил 374 автомобиля, но это в пять раз больше, чем в Германии — втором по величине рынке электроавтомобилей в Европе. Лидер британского рынка — автомобиль G-Wiz AEV/i: с момента начала продаж в мае 2004 г. реализовано свыше 900 машин, почти все в Лондоне, отмечает Automotive News Europe. С G-Wiz будут конкурировать ZAP Xebra и Think City, продажи которых в Англии стартуют в этом году.
Следом в игру планируют включиться автогиганты: Smart собирается вывести на улицы Лондона электроверсию ForTwo, Mitsubishi — электромобиль MiEV, продажи которого в Японии начнутся в следующем году. Nissan надеется представить свой электроавтомобиль в начале следующего десятилетия. «Если мы будем продавать электроавтомобиль в Европе, Лондон будет одним из самых приоритетных мест», — цитирует ANE старшего вице-президента Nissan Europe Хидето Мураками.
Но возможный резкий рост продаж электромобилей может создать проблему с их подзарядкой (существующим моделям на полную подзарядку требуется от четырех до 13 часов). По данным ANE, французская компания EDF в марте собирается установить в Великобритании 250 точек для подзарядки электромобилей, 3/4 из которых будет в Лондоне.
Александр Губский, Ведомости