Механический мезальянс







Авторынок

Авторынок

Концерн Volkswagen, купив 31% акций шведской Scania, стал лидером почти во всех сегментах автомобильного рынка Европы. При этом сам промышленный гигант в любой момент может быть поглощен относительно небольшой компанией Porsche, которая собирается довести свою долю в VW с 30 до 51%.


Покупка, для которой Porsche заняла почти 10 млрд. евро, выглядит довольно странно, как победа Давида над Голиафом.


На заводах VW, крупнейшего производителя машин в Европе и пятого в мире, работают почти треть миллиона человек, а на заводах Porsche — всего 11400. Продажи VW приближаются к 105 млрд. евро, у Porsche этот показатель в 15 раз меньше — 7 млрд. евро. Тем не менее, даже при таком явном неравенстве сторон объединение в холдинг, активы которого превысят 150 млрд. евро, может принести пользу обеим фирмам.


VW планирует в 2010 году выпустить 10 млн. автомобилей. Россию, Индию и Китай в вольфсбургской штаб-квартире концерна рассматривают, как новые рынки сбыта, но у Volkswagen есть одна серьезная проблема — плохие продажи в США. Рост курса евро относительно к доллару заметно снижает прибыль от реализации бюджетных автомобилей VW в Америке.


Porsche готов защитить Volkswagen от недружественного поглощения каким-нибудь крупным инвестиционным фондом, что немаловажно для автогиганта, переживающего не самые лучшие времена. В то же время сам Porsche нуждается в капитале Volkswagen для создания новых моделей автомобилей. Без Volkswagen у него могут возникнуть трудности с исполнением новых законов по защите окружающей среды, поскольку сейчас нечем заменять энергоемкие и сильно загрязняющие воздух модели.


Как удалось карлику Porsche, который в 1993 году находился на грани банкротства, совершить такой, без преувеличения, подвиг? В конце 2005 года Porsche купил 18,65% акций VW и тем самым предотвратил поглощение компании со стороны DaimlerChrysler, BMW или Renault. 26 марта 2007 года Porsche довел объем своего пакета акций Volkswagen до 30,9%.


Покупка была сделана после того, как ЕС потребовал в октябре от Германии отменить так называемый закон о Volkswagen, как противоречащий европейским правилам. Согласно этому закону, ни один акционер VW не может иметь больше 20% голосующих акций, независимо от общего количества принадлежащих ему бумаг. Сейчас немцы хотят видоизменить закон так, чтобы правительство земли Нижняя Саксония, крупнейший после Porsche акционер, обладало правом вето на принимаемые решения.


Немецкие обыватели, конечно, тоже интересуются слияниями и поглощениями, но их больше беспокоит скандал, в центре которого оказался Volkswagen.


В феврале в Брауншвейге закончился судебный процесс, полгода приковывавший к себе внимание всей Германии. Следующие 2 года и 9 месяцев Клаус Фолькерт, бывший председатель рабочего совета Volkswagen, проведет за решеткой. Судья Герстин Дрейер признал его виновным в 48 случаях «нарушения обязанностей и доверия». В переводе на обычный язык это означает, что Фолькерт делал не то, что ему предписано служебными обязанностями.





Сергей Мануков, Компания