Авторынок |
По итогам 2007 года рынок автоссуд составил примерно $17 млрд., что почти в два раза больше результата 2006-го ($9 млрд.). В первой пятерке по объему портфеля автокредитов нет ни одного банка с частным российским капиталом. «Дочки» и госбанки и в этом секторе получили карт-бланш.
«К концу прошлого года доля «заемных» автомобилей в общих продажах составила порядка 45%, — отмечает замдиректора департамента розничного кредитования Бинбанка Антон Рудь. — В 2008-м этот показатель может «подобраться» к 52%, в то время как в 2006-м он достигал 37%, а в 2005-м — 25%».
Несмотря на кризис ликвидности, общий объем выдаваемых автоссуд во второй половине 2007-го оставался высоким, говорят банкиры. «С одной стороны, автокредиты намного менее рискованные, чем ссуды наличными и карты, а с другой — далеко не такие «длинные», как ипотека. Поэтому проблемы на мировом рынке пока не так сильно отразились на этом направлении бизнеса», — комментирует начальник отдела продуктового маркетинга Русь-банка Максим Чубак.
Однако преуспели далеко не все игроки. Так, например, занимавший 32-ю строчку в прошлогоднем рейтинге по объему портфеля автокредитов Транскредитбанк в этот раз свои результаты не предоставил, пояснив: «Ссуды на покупку авто не являются приоритетным направлением». По той же причине в таблице отсутствует Пробизнесбанк (42-е место в прошлогоднем списке). Как сообщили его представители, в ближайшее время «Пробизнес», скорее всего, откажется от автокредитов, поскольку они не вписываются в его концепцию. Год назад замыкавший список Номос-банк (44-е место) также не предоставил данные, поскольку развивать автозаймы не планирует.
Некоторые кредиторы сворачивают отдельные программы. Скажем, недавно выдачу долларовых ссуд на машины остановил Юниаструм-банк, который осенью закрыл ипотеку в американской валюте. Еще тогда председатель правления «Юниаструма» Павел Неумывакин комментировал: «90% займов на покупку автомобилей, так же, как и ипотечных ссуд, мы выдаем за пределами столицы, где больше популярны рубли». Экономическая нецелесообразность, которой в банке объясняют отказ от валютных программ, судя по всему, имеет прямое отношение к проблемам на мировом рынке — недоступности долларовых пассивов.
Наибольших успехов на автокредитном рынке в прошлом году добились госбанки и финучреждения с иностранным капиталом — у этих игроков меньше всего проблем с фондированием. «Кризис ликвидности привел к перераспределению клиентов, — соглашается зампред Абсолют-банка (принадлежит бельгийской группе KBC) Олег Скворцов. — Мы ощутили это на своем опыте: условия не улучшали, а поток заемщиков значительно вырос».
Лидером по объему автопортфеля по итогам прошлого года стал Сбербанк, переместившийся в таблице с двенадцатого на первое место. Объем ссуд госбанка «пополнел» на 47,7 млрд. рублей (до 53,5 млрд.), прирост составил 825%. Но динамика у «Сбера» не самая высокая среди участников рейтинга: Оргрэсбанк увеличил портфель «машинных» займов на 3533%. Тем не менее, в абсолютном выражении «Оргрэс» прибавил чуть больше миллиарда, заняв 34-е место — в прошлом году он только начал развивать это направление.
Лидер рейтинга-2007 Росбанк, контроль над которым в 2008-м перешел к Societe Generale (SG), переместился на второе место. Размер займов вырос лишь на 16% (хуже только у «Юниаструма» — 8%, он опустился с 19-го на 23-е место). На бизнесе Росбанка, возможно, сказываются далеко не самые лучшие условия кредитования. А вот Русфинансбанк, другая «дочка» SG, увеличил объем ссуд на покупку авто почти в три раза до 33,7 млрд. рублей. Второй год подряд «Русфинанс» занимает третью позицию. От Росбанка его отделяют чуть более 9 млрд. рублей.
Банк «Русский стандарт» (РС) Рустама Тарико в рамках общего замедления развития опустился за год с четвертого на шестое место. Динамика портфеля «магазинного монстра» в 2007-м составила 54% против 597% в 2006-м. РС обошли две иностранные «дочки» — Райффайзенбанк и Юникредитбанк (бывший ММБ), занимающие теперь четвертую и пятую позиции соответственно.
На седьмой строчке расположился МДМ-банк, контролируемый Сергеем Поповым. Причем год назад МДМ являлся вторым автокредитным банком страны. За 2007-й портфель увеличился лишь на 20%, тогда как по итогам 2006-го года — на 168%. Восьмую строчку занял государственный ВТБ24, который в прошлом году не вошел в рейтинг «Ф.» из-за отсутствия данных.
Альфа-банк и Урса-банк, вопреки общей тенденции снижения веса организаций с частным российским капиталом, продемонстрировали серьезные успехи. Первый поднялся с 15-го на девятое место, увеличив объем автоссуд на 184%. «Урса», агрессивно развивающий розницу, теперь замыкает топ-10 (378% до 11,4 млрд. рублей). Вплотную к десятке лидеров подобрался Промсвязьбанк — ему удалось подняться в рейтинге на восемь строчек (разрыв с «Урсой» — 1,8 млрд.). Объем займов банка, которому сильно помогает миноритарный акционер Commerzbank, вырос в 2,5 раза до 9,6 млрд. рублей.
Жесткая конкуренция на рынке автомобильных займов привела к максимальной либерализации условий, сетуют банкиры. По мнению первого вице-президента Балтийского банка Максима Мосунова, в конкурентной борьбе с иностранцами кредитные организации с российским капиталом будут все больше обращаться в сторону вторичного рынка иномарок. По некоторым оценкам, в 2008 году его рост составит около 20%. Доходность здесь выше, однако лидерам ссуды на покупку подержанных машин менее интересны из-за повышенных рисков (в частности, залог здесь может оказаться и «перевертышем» и «утопленником»).
В прошлом году, рассказывают участники рынка, усилилась еще одна тенденция: вытеснение автоэкспресс-кредитов классическими ссудами. «Мы полностью отказались от быстрых займов еще в 2006-м, и в целом по рынку доля таких ссуд заметно сокращается, - говорит зампред Юниаструм-банка Вадим Гаврилов. — Прежде всего, это связано с повышением грамотности населения и, как следствие, более тщательным выбором заемщиками кредитной программы».
Но риски быстрых займов компенсируются высокой доходностью, поэтому окончательно сворачивать «экспрессы» кредитные организации не спешат, даже несмотря на кризис. Сегодня получить быстрый автокредит можно в ВТБ24, Росбанке, Собинбанке, а также банках «Союз», «Ренессанс Капитал».
В 2007 году на российский рынок начали выходить финансовые подразделения мировых автоконцернов. Пока ЦБ выдал лицензии двум подобным «дочкам» — Тойота-банку и Мерседес-Бенц банку. В марте был зарегистрирован БМВ-банк, уставный капитал которого пока не оплачен.
Автобанки приступили к выдаче ссуд на покупку новых машин собственных марок у официальных дилеров. Однако никаких революционных перемен пока не происходит. Как в Тойота-банке, так и в Мерседес-Бенц банке «Ф.» не предоставили данные о размере портфеля, объяснив «скрытность» небольшим сроком присутствия на российском рынке.
Татьяна Калинникова, Финанс