«АвтоВАЗ» отправят в оборонку








Авто России

Авто России
ФГУП «Рособоронэкспорт», которое с 2005 года выполняет функции управляющей компании АвтоВАЗа, приобрел 8,41% обыкновенных акций автопроизводителя.


Как сообщает пресс-служба ОАО «АвтоВАЗ», акции приобретены в рамках корпоративных процедур по прекращению взаимного владения между АвтоВАЗом и его дочерними компаниями. Целью такого шага является создание прозрачной структуры собственности и повышение инвестиционной привлекательности акционерного общества.


Однако, как заявил аналитик инвестиционного банка «Траст» Евгений Шаго, эту операцию сложно трактовать таким образом, поскольку приобретенные акции не были в перекрестном владении предприятия и его «дочек», а находились в собственности Внешэкономбанка (ВЭБ). Банк стал владельцем 5% акций АвтоВАЗа в 2002 году и в настоящее время увеличил свой пакет до 8,41%. Он и был продан «Рособоронэкспорту». Цена сделки не разглашается.


Согласно разработанной «Рособоронэкспортом» и его консультантом — ИК «Тройка-Диалог» — стратегии 66,5% акций АвтоВАЗа, принадлежащих его «дочкам», планируется вернуть материнской компании. Около 55% акций предприятия (от общего числа) будет погашено. В оставшемся (сокращенном) пакете «Рособоронэкспорт» станет владельцем 75% плюс 1 акция АвтоВАЗа. Для этого нужно собрать еще около 20% акций предприятия.


По мнению Евгения Шаго, консолидация акций «Рособоронэкспортом» послужит их росту в цене. При этом за последние 3 — 4 месяца они и так подорожали в 2 раза. Но даст ли это какую-то дополнительную инвестиционную привлекательность предприятию, не совсем понятно.


Логично предположить, что, собрав требуемый пакет акций АвтоВАЗа, «Рос-оборонэкспорт» начнет искать для предприятия стратегического инвестора, считает аналитик компании «БрокерКредитСервис» Севастьян Козицын. Менеджеры «Рос-оборонэкспорта» должны понимать, что АвтоВАЗу в одиночку не выжить, отметил эксперт. «Ему нужно снижать себестоимость и сделать продукцию более конкурентоспособной, предприятию нужен стратегический партнер, который может не только улучшить его имидж, но и наладить систему качества выпуска продукции», — заявил он.


По мнению эксперта, таким партнером вряд ли будет канадская компания Magna, которая в настоящее время помогает АвтоВАЗу создать автомобиль класса С на новой платформе: Magna специализируется в основном на автокомпонентах и инжиниринге, опыта продаж и продвижения автомобилей у нее нет». Оптимальным партнером для АвтоВАЗа может быть мировой автоконцерн, у которого есть опыт продаж «народных» автомобилей, адаптации их к местным рыночным условиям, сервисного сопровождения, корректировки себестоимости. С его помощью АвтоВАЗ смог бы эффективно производить недорогие и качественные машины нового типа.


«Сейчас «Ладу» покупают главным образом по привычке, но когда-нибудь это прекратится, — отмечает Севастьян Козицын. — Рост продаж иномарок — лишнее тому свидетельство».





Денис Виксне, Гудок