Автомобили уезжают в Брик







Авторынок

Авторынок

Объем продаж автомобилей в США достиг минимальных показателей за последние 15 лет. По количеству проданных автомобилей в июне лидирует General Motors (GM), которой удалось увеличить продажи в конце месяца благодаря скидкам и беспроцентным кредитам для покупателей автомобилей. По мнению аналитиков и самих автоконцернов, во втором полугодии тенденция сохранится.


1 июля американская исследовательская компания Autodata Corporation опубликовала отчет о продажах автопроизводителей в США в июне 2008 года. Согласно отчету, продажи составили 1,19 млн. машин, то есть упали по сравнению с июнем 2007 года на 18% (тогда было продано 1,46 млн. автомобилей). В целом объем продаж за январь-июнь 2008 года также снизился на 10% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Таким образом, июнь стал самым неудачным месяцем для американской автоиндустрии с августа 1993 года.


Лидирует по объему продаж концерн GM (260,46 тыс. проданных машин за июнь), продажи которого, впрочем, упали на 18%. GM удалось добиться увеличения продаж в конце месяца, предложив значительные скидки и беспроцентные кредиты для покупателей. Если бы не эти меры, GM уступила бы Toyota, объем продаж, которой в США упал на 21% (до 193,23 тыс. автомобилей). Продажи Ford Motor снизились на 28% (до 173,46 тыс. машин) — это худший уровень июньских продаж концерна с 1990 года. Снижение у Chrysler составило 36% (117,46 тыс. автомобилей), в результате чего рыночная доля марки в США упала ниже 10% (впервые за несколько десятилетий). Одним из немногих автопроизводителей, показавших рост продаж в США, стала Honda Motor — на 11% (до 142,54 тыс. машин). Honda помогла популярность моделей Civic и Accord.


К падению продаж привело изменение структуры спроса: все большим спросом пользуются малолитражные или гибридные автомобили. Toyota за январь-июнь 2008 года продала на 91,4 тыс. гибридных машин больше, чем планировалось, тогда как продажи внедорожников Ford упали на 55%. Кроме того, на результатах сказались растущие цены на топливо и слабая экономика.


По мнению аналитика Global Insight Джорджа Мальяно, падение продаж автомобилей в США продолжится. «Во второе полугодие мы вступаем довольно неуверенно», — отметил также глава управления по глобальным продажам Ford Джим Фарли. По мнению Джорджа Мальяно, в 2008 году в США будет продано около 14,4 млн. автомобилей, в 2009 году — 14,2 млн. До закрытия торгов котировки акций GM на NYSE выросли на 12,7%, однако потом цена опустилась до $11,75, в результате чего рост составил 2,2%. Цена на акции Ford Motor упала на 2%, до $4,71, акции Toyota упали на 0,3%, до $93,66.


Точки роста продаж автомобилей смещаются в страны БРИК, отмечают эксперты. Аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак отмечает, что рост авторынка Китая за январь-май составил 14% (до 4,3 млн. машин). Руководитель автомобильной практики Ernst & Young Иван Бончев добавляет, что в Бразилии авторынок вырос на 36%, до 960 тыс., а в Индии за январь-апрель — на 8% (до 500 тыс.). В России, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи иномарок в январе-мае 2008 года выросли на 48%, до 855 тыс. штук, а лидером продаж является принадлежащая GM марка Chevrolet (103,7 тыс. машин, рост 48%). Второе место занимает корейская Hyundai (84,7 тыс. штук, 102%), третье — Ford (78,3 тыс. штук, 15%). Ранее аналитики неоднократно предсказывали, что авторынок России имеет все шансы стать крупнейшим в Европе к 2012 году (объем продаж на нем превысит 5 млн. машин в год). Аналитик ИФК «Капиталъ» Михаил Пак отмечает, что все иностранные автоконцерны, «в первую очередь GM, которая находится на вершине таблицы АЕБ», надеются компенсировать свои потери на традиционных рынках, в том числе за счет продаж в России.







Дмитрий Беликов, Коммерсантъ