Авторынок |
Более 1,6 млн. легковых автомобилей, проданных в России за первое полугодие, сделали отечественный рынок самым емким в Европе, отняв пальму первенства у Германии. Все, за редким исключением, производители легковушек с удовольствием смотрят на итоги своих продаж в России.
Так, ОАО «Соллерс» увеличило реализацию на 20% (более чем на 10 тыс. машин) по сравнению с первым полугодием 2007 года — прежде всего за счет легковых автомобилей Fiat, SsangYong и грузовиков Isuzu. Как отмечает глава «Соллерса» Вадим Швецов, прирост продаж по иностранным брэндам обусловлен прежде всего реализацией проектов в Республике Татарстан. Линейка продукции расширилась в этом году за счет Fiat Ducato, производство которого начато в мае 2008-го, и строительной и сельскохозяйственной техники компании Case New Holland (CNH), российским дистрибьютором которой является «Соллерс СТ». Реализация модельного ряда УАЗа хотя и продолжает расти, но не столь стремительно, в результате чего его доля в структуре продаж «Соллерса» снизилась за год с 68,3 до 61,6%.
В пресс-службе ОАО «АвтоВАЗ» сообщили, что с января по июнь реализовано 322,6 тыс. автомобилей — это на 37,5 тыс. (13%) больше аналогичного показателя прошлого года. Основной прирост дали Lada Priora и Lada Kalina, в результате чего структура продаж АвтоВАЗа приблизилась к желаемому состоянию, когда новые модели смогут заменить устаревшие. В настоящее время совокупная доля Priora и Kalina в продажах тольяттинского автогиганта составляет 31,9% (рост за полгода на 5,5%). Это, а также высвобождение мощностей, изготовлявших Lada 112, для производства Lada Priora позволяет предположить, что через два года Priora и Kalina составят основу модельного ряда АвтоВАЗа.
Наилучшую динамику продаж на российском автомобильном рынке традиционно демонстрируют иностранные концерны. Причем в топ-10 вошли два китайских брэнда.
Как дела у партнеров?
По данным Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ), за январь-июнь 2008 года на территории России продано 1,06 млн. иномарок — на 47% больше, чем за тот же период прошлого года. Лидерами прироста стали китайский BYD, Honda и Dodge. Интересно, что Fiat (+39%) и SsangYong (+31%), модели которых производит и импортирует «Соллерс», не попали даже в двадцатку компаний, наиболее быстро наращивающих продажи в России. Не блещет результатами, по сравнению с лидерами рынка, представленными в таблице 3, Chrysler (+18%), с помощью которого ГАЗ освоил выпуск «Волги Сайбер». То же относится к Renault (+25%), стратегическому партнеру АвтоВАЗа, и Chevrolet (+49%), связанному с тольяттинским автозаводом совместным предприятием «Джи-Эм АвтоВАЗ». Из перечисленных компаний только Chevrolet превысил общероссийский показатель роста продаж иномарок, а еще два концерна преодолели порог в 30%, причем во многом благодаря именно СП.
Итак, партнерами (в той или иной форме) наших автозаводов становятся только те иностранные компании, которые не могут самостоятельно удержать свою долю на российском рынке. Кто же им мешает? Поскольку отечественные производители при всем желании не могут перекрыть более трети имеющегося спроса, то основными конкурентами иностранцев являются… иностранцы. Получается, только борьба между зарубежными компаниями открыла российскому автопрому дорогу к партнерству и новым технологиям и тем самым спасла его. С другой стороны, это партнерство не есть подачка сильного слабому, оно жизненно необходимо для иностранных автоконцернов, особенно в связи с застоем на рынках Западной Европы и США. А значит, у отечественной автопромышленности есть все возможности не превратиться в бесправного сателлита западных производителей.
Мы выбираем
Пятерка лидеров продаж среди иномарок осталась той же, что и в прошлом году. Впервые совокупный объем продаж первой тройки иностранных автоконцернов превысил соответствующий показатель АвтоВАЗа — Россия пересаживается на иномарки. Hyundai за год поднялась с четвертого на второе место, обойдя концерны Ford и Toyota, во многом за счет модели Hyundai Accent. Причем в России через официальных дилеров реализуется Accent только отечественного производства (ТагАЗ).
По данным тольяттинского агентства «Автостат», в пятерку самых продаваемых в России иномарок, кроме упомянутой Hyundai Accent, вошли также Ford Focus, Chevrolet Lacetti, Renault Logan и Mitsubishi Lancer X. Эти автомобили легко разделяются на две группы — ценой около 300 тыс. рублей (Hyundai Accent и Renault Logan) и свыше 400 тыс. рублей (остальные).
Модели первой группы — бюджетные. По цене они непосредственно конкурируют с Lada Priora и Lada Kalina. При этом наиболее дешевые (270-280 тыс. руб.) и популярные комплектации Logan (Authentique и Expression) проигрывают по набору опций базовым комплектациям вазовских новинок. Accent М/Т0 (290 тыс. руб.) имеет некоторое преимущество в виде кондиционера и аудиосистемы, чем, по-видимому, и объясняется сегодняшнее удвоение прошлогоднего показателя продаж этого автомобиля. А вот 30-процентный рост реализации Logan можно объяснить лишь психологией потребителя (престижность иномарки и невысокое доверие к продукции АвтоВАЗа, особенно — недавно поставленной на конвейер). И все же по абсолютному показателю Priora и Kalina выигрывают битву за потребителя.
Объемы продаж Lacetti, Focus и Lancer X определяются уже не дешевизной, как у бюджетных «француза» и «корейца», а качеством. С наиболее популярными наборами опций они стоят от 406 тыс. (Focus Comfort) до 540-620 тыс. (Lancer X 1.8 Invite и 1.8 Intense) рублей. Те же модели в минимальной комплектации продаются на 40-100 тыс. рублей дешевле.
Можно сказать, что эта троица — выбор российского среднего класса. Но выбора-то как раз и не было: отечественных автомобилей с подобным соотношением «цена-качество» просто нет. Ведь только качество (или заработанное ранее имя) позволяет компании Ford продавать в России Focus Comfort на 100 тыс. рублей дороже, чем реализуется Priora «Норма», при полном совпадении набора опций (за исключением опять-таки кондиционера). Возможно, некоторую конкуренцию иностранцам в этом секторе авторынка составит нижегородская «Волга Сайбер». Но ее продажи начнутся только в сентябре, поэтому сейчас говорить об этом рано.
Цена или качество?
Рост продаж вазовских Lada Priora и Lada Kalina сопоставим с показателями Volkswagen (+55%), Nissan (+49%) и KIA (+53%), да и продажи УАЗа, в принципе, тоже растут, хоть и медленно. Это говорит о том, что российский автопром может выпускать приемлемую продукцию. Однако если УАЗ имеет четко очерченную нишу потребителей — в основном жителей территорий с плохими дорогами, — то АвтоВАЗу стоило бы определиться точнее. Наиболее легкий путь — добавить в базовые комплектации кондиционер и аудиосистему, убрав ряд опций, нехарактерных для бюджетных моделей (например, электропривод и обогрев зеркал), чтобы удержать цену в пределах 300 тыс. рублей (сейчас климат-система предлагается только в комплектации Priora стоимостью 325 тыс. рублей, а аудиосистема не предлагается вовсе). В этом случае АвтоВАЗ успешно поборет таганрогских «корейцев». Второй, гораздо более сложный путь — значительно повысить качество своей продукции, изменить сложившийся у потребителей стереотип. Тогда через некоторое время волжский автозавод сможет пробиться в рыночную нишу, рассчитанную на более состоятельного покупателя, а таких в России будет все больше и больше. Сейчас же волжане пытаются усидеть на двух стульях, проигрывая при этом по цене бюджетным моделям и по качеству — автомобилям для среднего класса.
Андрей Морозов, Эксперт-Волга