Авторынок |
Российский автомобильный рынок стал самым крупным в Европе. Однако на фоне бурного роста уже наблюдаются и признаки охлаждения, которые заставят игроков рынка корректировать маркетинговые стратегии
«Если динамика роста российского автомобильного рынка сохранится, то по итогам года в стране будет продано 3,8 миллиона автомобилей и, таким образом, по результатам 2008 года Россия уверенно станет самым крупным рынком Европы, обогнав Германию, где в текущем году предположительно будет продано порядка 3,2 миллиона автомобилей», — заявил на специальной пресс-конференции известный аналитик автомобильного рынка Стенли Рут, партнер PricewaterhouseCoopers.
Лидеры и аутсайдеры
Российский автомобильный рынок продолжает активно расти. Согласно данным PricewaterhouseCoopers, по итогам полугодия он увеличился на 41% в штучном измерении и на 64% — в денежном. По-прежнему особенно внушительно выглядит импорт новых автомобилей: за шесть месяцев он вырос на 54% в количественном выражении и почти на 70% — в денежном.
Маркетологи отмечают два основных фактора, влияющих на повышение продаж автомобилей: ненасыщенность рынка (в России на 1000 жителей приходится всего 200 машин, в то время как в Европе — 400-500, а в США — 700) и наличие у людей средств на покупку. «Рынок отдельно взятой станы может быть не насыщен автомобилями, но при этом у людей нет на них денег. Или, наоборот, у людей есть деньги, но автомобильный рынок уже насыщен. Россия — это как раз средний вариант, наиболее благоприятный для рыночного роста: у людей есть деньги, но пока недостаточно автомобилей», — говорит Стенли Рут.
Ни для кого не сюрприз, что, как и раньше, рост автомобильного рынка в последнее время происходит за счет реализации иномарок (продажи импортных иномарок в штуках увеличились на 54%). Сегодня иностранные модели составляют уже более 70% рынка новых легковых автомобилей, хотя и традиционные марки российских машин продавались с хорошим ростом — 27% за текущие полгода.
Среди наиболее успешных иностранных брендов — Hyundai, чьи продажи за шесть месяцев, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), выросли чуть ли не на 100%. Сегодня корейская марка — вторая по популярности в России. А первое место у бренда Chevrolet, продажи которого также ощутимо выросли (почти на 50%). Кроме того, более чем на 100% подскочили продажи Honda и Land Rover, почти 100-процентный рост наблюдается у Opel и Peugeot, на 80 с лишним процентов поднялись продажи Mazda и Skoda, в районе 50% — Nissan, Kia, Suzuki, Volkswagen.
Многие иномарки хорошо продаются в России благодаря удачно обновленному модельному ряду. «Прирост наших продаж идет за счет таких моделей, как Nissan Tiida, Qashqai, новый X-Trail, — комментирует Татьяна Натарова, PR-менеджер «Ниссан Мотор Рус». — Все эти автомобили были выведены на рынок в прошлом году, их продажи уверенно растут. В июне этого года мы вывели на рынок новую Nissan Teana, и уже за первый месяц было продано 900 машин, в то время как продажи предыдущего поколения в среднем составляли около 600 машин в месяц».
Впрочем, в некоторых случаях хорошей динамике способствует реализация не сколько новых, сколько действительно удачных моделей. «Если затрагивать успех отдельных марок, то особенно хочется отметить Opel, — говорит Алексей Бизин, ведущий аналитик отела корпоративного анализа банка «Петрокоммерц». — Львиную долю продаж марки обеспечивает очень успешная модель Corsa. Помимо цены — модель попадает в самый массовый ценовой сегмент в 15-20 тысяч долларов — спрос стимулируется интересным дизайном, до этой модели не присущим Opel».
А вот имеющие в России собственные производственные мощности компании демонстрируют не столь впечатляющие показатели роста. По данным АЕБ, за первое полугодие текущего года продажи Ford увеличились только на 19%, Renault — на 25%, Toyota — на 23%. «Российский рынок просто очень быстро растет для уже работающего здесь производства, — поясняет Стенли Рут. — Имеющиеся производственные мощности не справляются с повышающимся спросом. В этой связи, кстати, выглядит очень сомнительным с точки зрения реализации недавнее заявление премьер-министра Путина о том, что как минимум 80 процентов продающихся в России автомобилей должны производиться внутри страны. На мой взгляд, в ближайшее время будет достаточно сложно этого достигнуть».
«Стратегия Renault в России состоит в том, чтобы делать ставку на автомобили, производимые локально, — говорит Ольга Сергеева, пресс-секретарь Renault в России. — На заводе «Автофрамос» производится Renault Logan — основная движущая сила продаж марки Renault в России. На эту модель приходится около 70 процентов продаж. Остальные модели российской гаммы Renault импортирует. Сложившаяся ситуация с курсом рубль/евро неблагоприятно сказывается на продажах импортированных моделей Renault. Что же касается производимых в России Renault Logan, то все выпускаемые на заводе «Автофрамос» модели сразу продаются, в некоторых случаях существуют очереди на покупку этой машины. Таким образом, продажи Logan сегодня ограничиваются производственными мощностями, которые составляют 80 тысяч автомобилей в год. Кстати, именно поэтому компания Renault приняла решение удвоить производственные мощности московского завода и организовать выпуск еще одной модели. Производство на расширенных мощностях, которые в перспективе будут доведены до 160 тысяч автомобилей в год, стартует в 2009 году. В дополнение к седану Logan Renault будет выпускать на московском заводе еще одну модель — хэтчбек Sandero, который, мы прогнозируем, также будет пользоваться повышенным спросом».
Впрочем, некоторые зарубежные автопроизводители осознанно не гонятся за быстрым ростом продаж. «Увеличение числа проданных машин для нас не самоцель, — говорит Екатерина Кулиненко, пресс-секретарь Ford в России. — Мы прежде всего стремимся сформировать цивилизованный рынок наших машин в России и создать качественную и эффективную сеть продаж и обслуживания автомобилей Ford. Ведь за лавинообразным ростом продаж не всегда поспевает инфраструктура продаж и обслуживания».
Если говорить о неудачниках нынешнего года, то для многих сюрпризом стал провал китайских автомобилей. В первую очередь это относится к самой продаваемой в России китайской марке Chery. Ее реализация упала аж на 47%. Представители компании объясняют снижение тем, что производство этих китайских машин на российском заводе «Автотор» недавно было прекращено. Многие усматривают в этом воплощение негласной стратегии российских властей препятствовать развитию китайских автозаводов на территории РФ. Вспомним, что не так давно в организации производства в режиме промышленной сборки в Татарстане было отказано крупному китайскому производителю Great Wall.
Среди европейских моделей продолжают падать продажи Citroen (за полгода они снизились на 6%). Представители французской компании списывают все на организационные трудности: только весной этого года фактически заработала новая система ввоза машин Citroen через генерального импортера (другие автопроизводители ввели эту систему еще несколько лет назад). Однако некоторые наблюдатели связывают плохое положение марки с тем, какие модели предлагаются. «Citroen и в прошлом году снизил продажи автомобилей на шесть процентов, и главная причина этого, на мой взгляд, — неудачный модельный ряд, — говорит Алексей Бизин. — В России самым популярным типом кузова является седан, а наибольшим потенциалом для увеличения доли обладает класс полноприводных автомобилей. У Citroen в этих сегментах предложение возникло только в 2008 году с появлением моделей C-Crosser и С5 с кузовом седан. Также у марки до сих пор не наблюдалось агрессивной рекламной кампании, сопоставимой по масштабу с конкурентами».
Холодный душ
Констатируя рост автомобильного рынка, участники вместе с тем впервые в этом году начали говорить о его охлаждении. Аналитики призывают не впадать в эйфорию от успеха, а трезво посмотреть на тенденции: в общей сложности увеличение продаж иномарок по итогам текущего года прогнозируется на уровне 40%, в то время как по итогам прошлого года прирост составлял более 60%. «Я думаю, мы действительно стоим на пороге охлаждения рынка новых автомобилей. Скорее всего, темпы роста в этом году будут ниже прошлогодних», — полагает Алексей Бизин из банка «Петрокоммерц». Более долгосрочные прогнозы говорят о том, что уже через два года российский автомобильный рынок будет расти на 20%, а через несколько лет — максимум на 10% в год. Пик продаж автомобилей прогнозируется на 2014 год, а затем начнется снижение.
Охлаждение рынка и, как следствие, ужесточение конкуренции уже в ближайшее время заставят мировых автопроизводителей корректировать свои маркетинговые стратегии, прежде всего в части качества обслуживания, а также в сфере торговли подержанными машинами. «В условиях замедления темпов роста рынка, которое мы наблюдаем сегодня, и, соответственно, ужесточения конкуренции на первый план выходит способность компании предложить правильный продукт, востребованный рынком и по правильной цене. Также важно высокое качество не только продукции, но и обслуживания: быстрая поставка запасных частей, кредитные программы и так далее. Всем этим направлениям, например, наша компания уделяет все больше внимания, — говорит Татьяна Натарова из Nissan. — Кроме того, для продвижения своей продукции мы все активнее применяем нестандартные инструменты — в частности, активно используем прямые коммуникации. В прошлом году мы начали реализовывать международную коммуникационную стратегию, получившую название Nissan Sports Adventure. Стратегия ориентирована на людей, в том числе в России, любящих приключения и поддерживающих активный образ жизни. В рамках стратегии компания Nissan выступила генеральным спонсором одного из этапов мирового фрирайд-тура, прошедшего этой зимой в Сочи».
Наблюдатели отмечают, что в связи с замедлением роста в ближайшее время игрокам рынка, особенно дилерам, следует делать ставку не только на стабилизирующиеся продажи новых автомобилей, но и на реализацию машин подержанных. Именно в этом секторе в ближайшее время прогнозируется настоящий бум. «В Западной Европе на каждый проданный новый автомобиль приходится продажа двух старых. Для дилеров в развитых странах реализация подержанных автомобилей — более прибыльный бизнес, так что в России у продаж подержанных машин через дилерские центры большой потенциал, — говорит Стенли Рут. — Как известно, двойной НДС, когда дилер платит налог при продаже как новой, так и подержанной машины, до сих пор не дает возможности российскому рынку подержанных автомобилей стать прозрачным и цивилизованным. Подавляющее большинство подержанных машин продается не через дилерские центры, а на «серых» автомобильных рынках. Недавно премьер-министр заявил о планах внести изменения в закон, касающийся применения НДС при продаже подержанных автомобилей. После вступления в силу озвученных поправок мы ожидаем быстрый рост прозрачных и цивилизованных продаж подержанных машин через дилерские центры».
Примечательно, что уже через десять лет реализация подержанных автомобилей в дилерских центрах может превысить продажи новых машин. Стимулировать рост продаж не только новых, но и подержанных автомобилей могли бы сами производители. «Очевидно, что максимум в двухлетней перспективе нас ждет бум на автомобильном рынке, только уже в сегменте подержанных автомобилей. В соответствии с этим прогнозом автопроизводители могут через дилеров инициировать программы лояльности клиентов, — говорит Алексей Бизин. — Например, это могли бы быть различные виды программ предоставления значительной скидки для клиентов, воспользовавшихся схемой trade in: покупкой новой машины в обмен на подержанную».
Алексей Грамматчиков, Эксперт