АвтоВАЗ» занял оборону








Конфликты

Конфликты
1 августа на «АвтоВАЗе» состоялась забастовка, о которой предупреждали в профсоюзе.


Рабочие ключевого цеха «45-2″ прекратили работу. Однако перерасти в массовую акцию протеста демарш автовазовцев не смог. Из 110 тыс. работников завода лишь 150 (по мнению руководства завода) или 300-400 (по мнению профсоюза) человек отважились покинуть свои рабочие места у главного конвейера. А когда стало понятно, что рабочие второй смены и вовсе не настроены на борьбу, независимый профсоюз «Единство», заваривший всю кашу, поспешил объявить забастовку «предупредительной» и свернул акцию.


Профсоюз начал забастовку, требуя повышения средней заработной платы на предприятии до 25 тыс. руб. По информации «Единства», средняя зарплата рабочих на заводе составляет 7-10 тыс. руб. Тем не менее, в руководстве завода утверждают, что заработная плата была увеличена и в среднем по заводу составила 14,5 тыс. руб. По мнению руководителей завода, цель забастовки вовсе не в повышении зарплаты, а в политических мотивах. Пресс-служба «АвтоВАЗа» распространила сообщение, в котором обвинила некоторые политические силы в попытке дестабилизировать обстановку на предприятии, используя независимые профсоюзы.


По словам главы профсоюза Петра Золотарева, рабочие встретились с представителями администрации, и те пообещали не применять штрафных санкций к участникам забастовки. Однако официальный представитель группы «АвтоВАЗ» Иван Скрыльник почти сразу же заявил, что «забастовки на «АвтоВАЗе в не было». «Конвейер не останавливался, и невыход на работу около 150 человек администрация рассматривает, как нарушение трудового законодательства», — сказал он, отметив, что процедуры проведения забастовки рабочими выполнены не были. Теперь, по словам Скрыльника, изучать ситуацию с невыходом на работу сотрудников будут юристы «АвтоВАЗа».


Итогом забастовки стало то, что завод, по его данным, не собрал 300 автомобилей, которые будут доукомплектованы позже. Суточный план производства, составляющий 2700 автомобилей, будет выполнен, говорится в пресс-релизе автозавода.


Спокойное отношение руководства АвтоВАЗа к забастовке представляется слегка напускным: попытки сорвать акцию предпринимались еще до ее начала. Двое активистов независимого профсоюза «Единство» — Антон Вечкунин и Александр Дзюбан — были арестованы. Также был изъят тираж газеты «Рабочая демократия», содержащий материалы, посвященные ситуации на заводе.


Деятельность профсоюзных активистов едва не объявили экстремистской. Отдел милиции на ВАЗе начал проверку по факту распространения листовок с призывами к забастовке, которые якобы содержат «экстремистские призывы». Едва не было открыто уголовное дело.


Видимо, дело в том, что теперь АвтоВАЗ — де-факто государственное предприятие, вошедшее во ФГУП «Рособоронэкспорт». И методы его работы типичны для государства, отработавшего методику борьбы с различными «несогласными».


«Такая забастовка никак не отразится ни на нас, ни на самом «АвтоВАЗе», — говорит представитель одного из крупных поставщиков тольяттинского автогиганта, — темпы производства можно легко наверстать». «АвтоВАЗ» легко отделался, согласны эксперты. День простоя конвейера обошелся бы «АвтоВАЗу» в $17 млн., подсчитал аналитик «Уралсиба» Кирилл Чуйко.


Ситуация, сложившаяся в Тольятти, может стать примером для других предприятий отрасли, считает исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин. Впрочем, председатель профсоюза соседнего «GM-АвтоВАЗа» Андрей Ляпин уверяет, что на его предприятии забастовка не планируется. Мода на забастовки не перекинется и на группу «ГАЗ», считает ее пресс-секретарь Владимир Торин.


Золотарев говорит, что организаторы забастовки будут ждать от руководства повышения зарплаты и если размер повышения их устроит, то бастовать рабочие не будут. Cкрыльник ответил на это, что повышение зарплаты до размера, который требовали бастующие, в ближайшее время невозможен. Для этого у завода нет ресурсов, согласен Коровкин. «На «АвтоВАЗе» работает много лишних людей, уволив которых можно повысить зарплаты остальным, — говорит он, — но массовые сокращения могут вызвать гораздо более серьезные волнения в Тольятти».


По словам представителя профсоюза АСМ, «Единство», видя реальный рост зарплат на предприятии, попыталось отнести часть заслуг на свой счет (при том, что в переговорах не участвовало), а заодно и выставить повышенные требования к зарплате. Виктор Горенков отметил, что озвученные требования по зарплате в размере 25 тыс. руб. являются справедливыми, но в настоящее время невыполнимыми. Это объясняется тем, что АвтоВАЗ находится в затруднительной экономической ситуации. Рентабельность предприятия составляет меньше 2%, и резервов на повышение зарплаты просто нет.


Хотя профсоюз АСМ не поддержал коллег-конкурентов из «Единства», Виктор Горенков видит в их выступлении положительные моменты. Результатом стачки стало всеобщее привлечение внимания к проблемам АвтоВАЗа, которые требуют скорейшего решения, отметил он.


Источник «Газеты» на автозаводе сообщил, что на совещании топ-менеджеров Владимир Артяков заявил, что ни на какие уступки администрация не пойдет и если начнется забастовка, то ее участникам не стоит рассчитывать на снисхождение начальства.


В распространенном официальном обращении менеджмента, подписанного вице-президентом Группы АвтоВАЗ по кадрам и связям с государственными органами Виктором Бауновым, говорится, что действия менеджмента соответствуют положениям коллективного договора и нет никаких оснований для выполнения требований бастующих. Стоит отметить, что коллективный договор подписан с подконтрольным администрации профкомом АСМ.


Между тем профсоюз «Единство» в ближайшее время готов продолжить забастовку. «Профком надеется сесть за стол переговоров. Если менеджмент не пойдет на диалог, я не исключаю бессрочной забастовки. Решимость у рабочих осталась», — пояснил корреспонденту «Газеты» Петр Золотарев. Многое зависит от того, насколько убедительной покажется рабочим зарплата, которую они получат с учетом индексации на 4,9%. По просьбе «НГ» ситуацию на АвтоВАЗе прокомментировал и секретарь регионального отделения «Единой России», председатель Самарской губернской Думы Виктор Сазонов: «Партия стремится к тому, чтобы люди получали высокую заработную плату. Действительно, она поставила перед собой задачу, которая касается достижения размера пенсии в 10 тысяч рублей и заработной платы в 25 тысяч рублей — это записано в решениях съезда. Но это определено на 2010 год… Партия не говорила о том, что эта задача будет решена немедленно. Я не сомневаюсь, что за теми, кто организовывал забастовку на АвтоВАЗе, стоят определенные политические силы. И я считаю, что неправильно идти на поводу у этих сил, которые стремятся дестабилизировать ситуацию на заводе. Здесь ведутся определенные политические игры в канун избирательной кампании, и людей в очередной раз вводят в заблуждение. Я не поддерживаю эти силы, которые просто используют сложившуюся на заводе непростую ситуацию в своих целях».


Глава официального заводского профсоюза «Автосельхозмаш» Николай Карагин не исключает, что забастовщики могут быть уволены. Профсоюзный лидер убежден, что забастовка была спланированной акцией неких сил, которые хотят дестабилизировать обстановку на заводе. По мнению самарских аналитиков, дестабилизация на заводе могла быть спровоцирована некоторыми топ-менеджерами. «Не исключен кадровый подтекст стачки, поскольку идет чистка АвтоВАЗа от старых топ-менеджеров. Плюс слух о большом сокращении в рядах специалистов и руководителей среднего звена, не исключено, что это их акция», — предполагает в интервью местным СМИ профессор кафедры социологии и политологии Самарского госуниверситета Евгений Молевич. Другой самарский политолог, Андрей Перла, настаивает на политической подоплеке событий (напомним, такой же версии придерживается и менеджмент предприятия). Эксперт полагает, что оппозиции, строящей избирательную кампанию на критике «Единой России», на руку конфликт рабочих и администрации.


Это предположение нашло немедленное подтверждение. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что рабочие имеют право на забастовку, их требования законны. Тем более, уточнил вождь, что повысить зарплату рабочим обещали определенные «политические силы» (намек на «Единую Россию», в предвыборных лозунгах которой действительно было такое обещание. — РБК daily).


Политсовет Союза правых сил также не остался в стороне от конфликта в Тольятти. «Экономическая забастовка рабочих автозавода в Тольятти знаменует собой начало нового этапа политической борьбы в России. Требуя повышения заработной платы, рабочие, по существу, выступают против демагогии и лжи «Единой России», обещавшей на выборах повышение зарплаты», — говорится в заявлении политсовета.


Председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев, комментируя ситуацию на Волжском автозаводе, прямо указывает на политические партии, заинтересованные в забастовочном движении. «Это «Справедливая Россия» и «Другая Россия», — пояснил депутат РБК daily. — Они борются за влияние на всякого рода мелкие профсоюзы, не могут никак поделить их между собой».


В свою очередь экономисты считают, что забастовка не нанесла большого ущерба предприятию. Если ежедневный ущерб от простоя на российском Ford во Всеволожске оценивается в $5 млн., то пятичасовой сбой на конвейере АвтоВАЗа явно не подорвет позиции предприятия. К тому же больших очередей на вазовскую продукцию не наблюдается. «Другое дело, что негативный имидж АвтоВАЗа после забастовки еще больше усилится», — поясняет управляющий директор AG Capital Александр Агибалов.


Поддержка из Москвы


1 августа в Москве в Гороховском переулке у представительства «АвтоВАЗа» прошел пикет представителей Революционной рабочей партии (РРП), Союза коммунистической молодежи, Совета рабочих Москвы и профсоюза «Студенческая солидарность», сообщил «Эху Москвы» активист РРП Михаил Дороненко. «Поскольку мы не успели подать уведомление, он проходит в такой форме, что люди просто друг друга сменяют, стоят с одним плакатом (одиночный пикет), — объяснял активист. — Мы выражаем солидарность с бастующими рабочими «АвтоВАЗа». По словам сотрудника «АвтоВАЗа», после приезда ОМОНа пикет прекратился.





Петр Немоляев, Время новостей