Дискриминация по-китайски







Конфликты

Конфликты

Комиссия Всемирной торговой организации по урегулированию споров признала Китай нарушителем правил ВТО. Он признан виновным в дискриминации производителей автокомпонентов. Комиссия рассмотрела жалобу США, Евросоюза и Канады и согласилась, что пошлины на импортные автокомплектующие в Китае дискриминационные и неправомерные.


Принятые в 2005 г. правила, признанные ВТО неправомерными, ограничили ввоз в Китай комплектующих для производимых в КНР автомобилей. Доля импорта в стоимости авто не должна была превышать, по данным Bloomberg, 50%. С автокомпонентов, ввозившихся сверх нормы, пошлина взималась не по ставке для комплектующих (10%), а по ставке для готовых автомобилей (25%).


Пострадали от этих правил GM, Volkswagen, Renault, Toyota. Китайцы объясняли этот шаг стремлением закрыть канал незаконного импорта авто под видом отверточной сборки. Но в апреле 2006 г. ЕС, США и Канада обратились в ВТО.


Китай может подать апелляцию и до завершения ее рассмотрения не выполнять решения комиссии. Но если будет проиграна и апелляция, Китай ждут санкции со стороны ВТО.


Китайские методы стимулирования локализации производства автокомпонентов отличаются от российских и решение ВТО едва ли послужит прецедентом для России после ее присоединения к организации, считает Иван Бончев из Ernst & Young. В России компании, заключившие с Минэкономразвития соглашение о промсборке, могут в течение трех лет ввозить комплектующие по низкой (3%) ставке с обязательством довести долю местных компонентов до 30%.


На рассмотрении у ВТО еще три жалобы на Китай. США обвиняют его в невыполнении обязательств по защите интеллектуальной собственности. Канада, ЕС и США жалуются на дискриминацию иностранных информационных агентств. А сама КНР и другие крупные экспортеры стали жаловаться на американские пошлины на сталь (введены в 2002 г., в 2003 г. признаны ВТО незаконными). В 2007 г. Китай потребовал признать незаконными американские импортные пошлины на бумагу.







Василий Кашин, Ведомости