Конфликты |
Гендиректор GM Рик Вагонер перечислил меры по выходу компании из кризисного положения. Они должны позволить GM сэкономить к концу 2009 г. примерно $15 млрд.
Именно о такой сумме, необходимой для спасения GM, в начале июля говорилось в докладе Merrill Lynch, где впервые было сказано об угрозе банкротства компании.
GM не получала прибыль уже с 2004 г., в 2007 г. ее убытки достигли $38,7 млрд. В заявлении компании говорится, что сейчас GM располагает $23,9 млрд. и доступом к кредитам в объеме $7 млрд. — этого должно хватить на 2008 г., но компания готовится к возможному новому спаду на американском рынке.
По новой стратегии развития GM операционные издержки должны быть сокращены на $10 млрд. до конца 2009 г. Для этого предполагается сократить расходы на оплату труда сотрудников GM в США и Канаде на 20%. Впервые с 1922 г. компания откажется от выплаты квартальных дивидендов. С января 2009 г. сократятся затраты на медицинское обслуживание, их частично возместят надбавками к пенсии. Пенсионный фонд GM также недосчитается $1,7 млрд.
Компания оценит активы для возможной продажи, за счет этого предполагается привлечь $2-4 млрд. Еще $2-3 млрд. планируется получить в виде кредитов.
В заявлении компании говорится о переносе на более поздний срок выпуска нового поколения больших пикапов и внедорожников. Мощности по производству грузовиков в США будут сокращены на 300 000 к концу 2009 г.
Но России все эти меры не коснутся. По словам представителя GM Агнеш Роны, все запланированные сокращения персонала касаются Северной Америки, о каких-либо планах GM в отношении России ей неизвестно. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в России бренд Chevrolet в I полугодии занял первое место по продажам (125 701 автомобиль), Opel — восьмое (53523). А всего автомобилей под брендом GM в России было продано 181138 — столько не продал ни один из иностранных автоконцернов.
В России у GM есть СП «GM-АвтоВАЗ», финансовые показатели которого сама GM ранее оценивала как «очень хорошие». Ко второй половине 2009 г. GM построит в Санкт-Петербурге завод мощностью 70000 машин за $300 млн., на котором будет выпускать как минимум три модели. По мнению управляющего директора AG Capital Александра Агибалова, сокращения проектов GM в России «маловероятны», поскольку для компании важен российский рынок.
Глеб Столяров, Ведомости