Пусть длится агония








Авто России

Авто России
Московский арбитражный суд принял решение продлить конкурсное производство на столичном автозаводе «Москвич» до 18 марта будущего года.


Погасить все долги в отведенные сроки рухнувшее предприятие просто не смогло. Между тем Росстат сообщает об успехах отечественного автопрома, который за восемь месяцев увеличил производство легковых автомобилей на 10,2%.


По словам конкурсного управляющего, суммарный объем дебиторской задолженности составляет 3,9 млрд. руб. Сумма весьма внушительная, особенно если учесть, что основная часть этой задолженности, выражаясь официальным судебным языком, «безнадежна к взысканию». Завод, к счастью, в основном расплатился с работниками по зарплате, но после этого была выявлена задолженность так называемой второй очереди, а это ни много ни мало еще 5,9 млн. руб., которые еще предстоит выдать бывшим заводчанам. К середине марта все эти колоссальные долги очень желательно погасить.


Немалые надежды в первые годы нынешнего века руководство завода возлагало на «новый модельный ряд», который, как говорят, даже пытались выдвинуть на Государственную премию. Однако «Святогоры» (окрещенные в народе «реногорами» за поставленный на них двигатель Renault), «Юрии Долгорукие» и «Иваны Калиты» «сыпались» так же, как их предшественники, а на заводских площадках скапливались многие сотни непроданных машин. Не помогли предприятию и щедрые финансовые вливания столичных властей. Как рассказал депутат Мосгордумы Сергей Митрохин, в 2000 году на поддержку «Москвича было потрачено 2 млрд. руб., а в 2001-м — еще 4 млрд. «При этом предприятие оставалось убыточным, и экономическая целесообразность его поддержки нулевая, даже отрицательная», — отмечает он. По версии депутата, «поддерживая этот автозавод, лоббисты получают возможность доступа к освоению бюджетных средств».


Стоит отметить, что с тем же упорством поддерживают и другие едва ли не омертвевшие предприятия и федеральные власти. Финансовой «палочкой-выручалочкой» стало размещение государственного заказа для ГАЗа. А 18 сентября экс-глава Роспрома Борис Алешин, занявший пост президента группы «АвтоВАЗ», заявил о «неизбежности» консолидации своего предприятия с двумя другими российскими автогигантами — КамАЗом и ГАЗом. Г-н Алешин предположил, что благодаря таким мерам ВАЗу удастся удержать долю рынка не ниже 25%. «Это не только от нас зависит. У нас низкая ввозная пошлина на автомобили. Мы конкурируем не с теми, кто производит машины в стране, а с теми, кто завозит», — пояснил он.


Впрочем, по мнению независимых экспертов, и эти действия не дадут положительного результата. «Из двух полутрупов живого человека не сделаешь. В условиях открытой экономики российский автопром, безусловно, обречен», — заявил лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. По его словам, мы сильно отстали в технологическом плане и сегодня проигрываем конкурентную борьбу уже не только западным и японским производителям, но даже Китаю и Индии.


Говоря, в частности, о «Москвиче», г-н Похмелкин отметил, что завод сегодня может представлять ценность только в качестве исторического объекта. «Думать, что такое предприятие может еще стать прибыльным, есть полное отсутствие здравого смысла», — считает он. По мнению эксперта, срок, в течение которого власти тем или иным образом будут поддерживать завод, зависит исключительно от «корпоративных интересов». — Это уже агония, и сколько ей длиться, зависит только от них», — добавил Виктор Похмелкин.





Петр Гельтищев, Новые известия