Concept Car |
Два выдающихся автомобиля, о которых пойдет речь в этом материале, в случае их запуска в серийное производство как минимум продлили бы производственную жизнь великого Ford GT, составив достойную семью последнему. Кроме того, за счет Shelby Cobra и Shelby GR-1 могла бы гораздо удачнее сложиться и судьба Ford Motor Company в целом. А может быть, двум красивейшим и интереснейшим суперкарам удалось бы сделать более привлекательным современное лицо и всей американской автомобильной промышленности. Если бы три года назад руководству концерна Ford хватило чутья и решимости.
MX-5 по-американски
Благодаря огромным усилиям, прилагаемым маркетологами компании Mazda Motor Rus, российские автомобильные СМИ рассказывают о последней новинке компании Mazda, модели MX-5, практически ежедневно. Поэтому в России вскоре, наверное, не останется автомобилистов, не знакомых с этой моделью.
Но разве можно себе представить, чтобы размерами, меньшими, чем у японской малышки, обладал монстр, имеющий двигатель V10 рабочим объемом 6,4 литра и мощностью 605 л.с.?! Ведь Mazda MX-5, или Miata, как ее называют в США, имеет, как максимум, 4-цилиндровый 2-литровый мотор мощностью, не превышающей 160 л.с.
Так вот, в 2004 году на автосалоне в Детройте концерн Ford продемонстрировал концептуальный автомобиль Ford Shelby Cobra, на который был установлен двигатель с перечисленными параметрами. А длина этого суперкара «от носа до хвоста» составляла всего лишь 3946 мм. В то время как длина «Мазды» равняется 3995 мм. И заметьте, что речь в обоих случаях идет о двухместных родстерах, имеющих похожую компоновку, – то есть переднее продольное расположение двигателя и задние ведущие колеса. Хотя, конечно же, «Кобра» шире «Миаты» на целых 184 мм (1904 мм против 1720 мм).
Несмотря на значительную разницу в ширине, мощности и классе, обе сравниваемые машины очень близки идеологически. По заявлению Кэрролла Шелби (Carroll Shelby), сотрудничающего с концерном Ford в течение многих десятилетий, новый автомобиль предназначен для «чистого вождения». Поэтому на нем нет ни крыши, ни боковых стекол, не говоря уже о таком полном излишестве как радио.
Поскольку Cobra Concept имеет огромный двигатель, его – так же, как и силовой агрегат Mazda MX-5, — максимально сдвинули к задней оси. Но поскольку этого было недостаточно, соответствующий агрегат американской машины пришлось разделить, перенеся шестиступенчатую коробку передач от двигателя к главной передаче. В результате, как и на «Мазде», добились главного – идеальной развесовки по осям, а, значит, и отменной управляемости. Ведь рассматриваемые автомобили и по массе сопоставимы. Хотя масса «Кобры», несмотря на алюминиевый кузов, все же превышает массу «Миаты». Очень тяжел двигатель американского автомобиля, создающий огромную мощность и крутящий момент. Да и коробка передач, переваривающая эту мощность, тоже не из легких. И, тем не менее, разница в весе двух родстеров не превышает двухсот килограммов.
Но если «японка» может порадовать своего водителя лишь отменной управляемостью и информативностью, то у «американки» и динамические показатели на высочайшем уровне. Так, до 100 км/час Ford Shelby Cobra Concept разгоняется менее четырех секунд. А ее расчетная максимальная скорость равна… 416 км/час. Максимальную же скорость единственного построенного образца ограничили до 160 км/час. Наверное, чтобы долго не приходилось искать. А если серьезно, то даже это значение говорит о степени качества собранного прототипа.
У «Кобры» есть еще одно важное преимущество, которому могла бы позавидовать даже Mazda MX-5. По степени соответствия выбранному стилю дизайн Mazda – почти совершенен. Cobra же безупречна абсолютно. В ней все проработано до мелочей. До идеала доведен даже дизайн пружин привода открывания дверей изнутри автомобиля. Не говоря уже о задних фонарях, фарах головного освещения и огромной зияющей пасти радиатора.
Удивительно, но с момента зарождения идеи до момента первого запуска двигателя опытного образца родстера Ford Shelby Cobra Concept, по сути являющегося супекаром, прошло всего лишь пять месяцев. Конечно же, свою роль сыграл Мастер Шелби, то есть его вдохновляющее влияние, которое он оказывал на небольшой коллектив дизайнеров и конструкторов. Но главное все же состояло в другом. Разработчики новой «Кобры» воспользовались конструктором, который представляет собой шасси автомобиля Ford GT. Так что надо отдать должное в первую очередь создателям этого Супер-автомобиля. Хотя нельзя не восхититься и классом разработчиков из новой команды. Совершенно непохожие внешне и по компоновке машины удалось построить на базе одинаковой архитектуры. В их основе пространственная коробчатая рама, собранная из алюминиевых профилей. В обеих конструкциях немало общих элементов. Подвеска на двойных поперечных рычагах и вовсе одинаковая, за исключением пружин и амортизаторов.
Но дальше… Дальше всё так же быстро забыли. Конечно, речь идет не о разработчиках чудесного автомобиля, а о начальстве. «Кобре» за свою недолгую жизнь еще пришлось сыграть роль автомобиля главного героя в каком-то заурядном голливудском боевике. Герой, как положено, был черным, а его подружка напоминала то ли китаянку, то ли кореянку. На этом «блокбастере» все бы и закончилось, если бы не случай.
Открывший Олимпиаду.
Все дело в том, что при постройке опытного образца Ford Shelby Cobra Roadster Coupe на всякий случай изготовили две совершенно одинаковые платформы. Одну из них одели в кузов родстера, а вторая осталась пылиться на складе. Возможно, она бы лежала там и по сей день, если бы не молодой дизайнер Джордж Саридакис из Ford Irvine Advanced Design Studio. Нарисованный им проект стремительного спортивного автомобиля, получившего порядком подзабытый другими художниками кузов фастбэк, и качество его исполнения буквально поразили вице-президента концерна Ford по дизайну Джея Мэйса. Джей был впечатлен настолько, что дал команду на немедленную постройку автомобиля на основе второго шасси.
Построенному концепту с кузовом из алюминия, отполированного до зеркального блеска, дали имя Ford Shelby GR-1. После изготовления автомобиля Джордж не без удовольствия назвал свой образец для подражания — Shelby Cobra Daytona Coupe 1964 года. Это случайно не такую же «Кобру» купил в этом году на аукционе Михаэль Шумахер?
Резкие же переходы и совсем другие пропорции ясно дают понять, что GR-1 от Джорджа Саридакиса принадлежит к 21 веку.
А фордовское руководство сразу же сориентировало команду и потенциальных покупателей относительно главного соперника и конкурента – Ferrari 575 M Maranello.
По сравнению с родстером GR-1 вырос (удлинился) до 4413 мм и потяжелел до 1770 кг. Но при этом его высота осталось удивительно небольшой – 1168 мм. Несмотря на увеличение массы, фастбэк, как и «Кобра», разгоняется до 100 км/час менее 4-х секунд и имеет максимальную скорость свыше 320 км/час. Но GR-1 – это уже не минималистский родстер. Автомобиль обзавелся крышей, дверьми, системой контроля давления в шинах, активной системой шумоподавления, климатической установкой и даже проигрывателем MP3. Сидения из карбона с фиксированными спинками можно настроить, двигая их по рельсам на полу. Мягкие, обшитые алькантарой вставки для кресел подбираются индивидуально в зависимости от комплекции водителя и пассажира.
На Ford Shelby GR-1 избавились даже от единственного недостатка, который присутствует у Ford GT, – двери последнего, далеко заходящие на крышу, при открывании требуют слишком много свободного пространства. На GR-1 применили изящную схему открывания дверей с красивым названием «крыло бабочки».
Помимо одинаковых платформ, Cobra Concept и GR-1 Concept имеют еще одну общую важную особенность – абсолютное стилистическое совершенство при высочайшем внимании к деталям. И хотя по стилю два автомобиля отличаются весьма сильно, вдохновение дизайнеры обоих проектов черпали из одной эпохи – середины шестидесятых.
Когда настала пора показать красавца Ford Shelby GR-1 публике, для этого нашли подходящее место – Конкурс элегантности в Пеббл-Бич, в штате Калифорния 2004-го года. И все же наиболее полное и удачное его представление публике состоялось на открытии летних Олимпийских Игр в Афинах, куда он попал благодаря собственной красоте и греческому происхождению своего дизайнера. На Олимпийском стадионе стремительный и мускулистый GR-1 был весьма к месту.
Повод для надежды.
В отличие от Cobra Concept, жизнь проекта Ford Shelby GR-1 продолжается. GR-1 и в этом году попутешествовал по миру, побывав, например, в Шанхае. И надо отметить, что там, в Китае, Ford Джорджа Саридакиса образца 2004-го года выглядел, по меньшей мере, ничуть не хуже, чем ультра-новый BMW Concept CS.
А на канадском официальном сайте Ford автомобиль Shelby GR-1 продолжает располагаться в разделе «Будущее». Вот только хочется, чтобы этот статус долго не затягивался. И пусть хотя бы один из двух Супер-проектов Ford не окажется холостым выстрелом. А лучше всего, чтобы по-настоящему «выстрелили» оба. Ведь пример той же Mazda MX-5 хорошо показал, насколько коммерчески успешным может стать нерациональный на первый взгляд (маркетологов) проект. Правда, это происходит только в том случае, когда за дело берутся талантливые инженеры-идеологи. Но, кажется, что Кэрол Шелби и его команда могут справляться с делом ничуть не хуже, чем Тошихико Хирай, стоявший у истоков философии проекта Mazda MX-5 первого поколения.
Юрий Кладов, carclub.ru