| Автострахование |
Обязательная автогражданка — вовсе не такой плохой бизнес, как иногда жалуются страховщики. В ближайшие три года у компании “РЕСО-Гарантия” на выплаты по ОСАГО будет уходить лишь половина собранной премии — меньше, чем по каско, прогнозирует инвестбанк Dresdner Kleinwort. Это слишком оптимистичный прогноз, возражают страховщики.
В ближайшие три года сборы по ОСАГО будут расти в среднем на 8% в год и составят у “РЕСО-Гарантии” $252 млн. по итогам 2009 г., говорится в аналитической записке Dresdner Kleinwort, приготовленной для потенциальных покупателей акций российского страховщика. За прошлый год РЕСО продало полисов ОСАГО на $202 млн., что обеспечило ему долю рынка на уровне 10%. В этом сегменте РЕСО отстает только от “Росгосстраха”, доля которого в ОСАГО приближается к 30%.
В отчете Dresdner не указывает, на каком основании пришел к такому выводу и какими данными пользовался. Известно только, что инвестбанк сопоставлял сборы и выплаты по конкретным договорам. Но с рыночной тенденцией данные инвестбанка совпадают: по ОСАГО страховщики собирают вдвое больше, чем выплачивают, гласит российская статистика. По итогам 2006 г. они увеличили сборы по автогражданке на 18% до 63,8 млрд. руб., возместив 31,7 млрд. руб. (на 20,1% больше, чем годом ранее).
Сами страховщики неоднократно жаловались, что ОСАГО — так себе бизнес и к 2009 г. многие участники рынка могут покинуть сегмент. Ведь по закону об ОСАГО максимальная прибыль не может превышать 5% от сборов. Все, что свыше, компании обязаны направлять в специальные резервы. Законом предусмотрено, что 23% от собранной премии у компании отнимают расходы на продвижение ОСАГО. По последнему исследованию по заказу Страхнадзора за год удвоилось (с 1,9% от общего количества компаний на рынке до 3,7%) число страховщиков, у которых выплаты по автогражданке превышали премии, а 27% участников рынка ОСАГО приблизились к критическому порогу убыточности или преодолели его.
Сетовала на низкую рентабельность этого бизнеса и “РЕСО-Гарантия”. Глава совета директоров компании Сергей Саркисов заявил в ноябре 2005 г., что если правительство не повысит тарифы, то РЕСО может покинуть рынок ОСАГО. По итогам девяти месяцев того года РЕСО уже занимало 2-е место по количеству проданных полисов после “Росгоссстраха”. Текущую убыточность в РЕСО тогда оценили в 94%. То есть с учетом предусмотренных законом расходов в размере 23% компании оставалось лишь 6% собранной премии.
По итогам всего 2005 года компания направила на выплаты по ОСАГО ровно половину премий, говорится в материалах Dresdner Kleinwort. В 2006 г. эта доля повысилась до 51%, а в последующие три года сохранится на уровне 50%, предполагает инвестбанк. В материалах лишь говорится, что прогнозы базируются на предшествующем опыте РЕСО. А одним из основных рисков называются популистские меры со стороны регулятора по пересмотру тарифов ОСАГО или увеличения лимитов выплат.
Работа в сегмента ОСАГО получается для РЕСО более прибыльной, нежели в классическом автостраховании (каско) — там в ближайшие три года на выплаты будет уходить 78% полученной премии, а сборы согласно прогнозам будут расти в ближайшие три года в среднем на 23% и составят по итогам 2009 г. $554 млн. О планах сворачивать деятельность в сегменте каско РЕСО не заявляло.
Говорить о том, что половина сборов по ОСАГО идет в доход РЕСО, неверно, предупреждает менеджер одного из инвестбанков, оценивавших страховщика: непонятно, какие расходы компания несет на продаже и обслуживании договоров ОСАГО. Комиссия агентов по закону предусмотрена на уровне до 10% собранной премии, но в реальности на их вознаграждение страховщики могут тратить до 30%, признают участники рынка. Для сравнения: в добровольном автостраховании рентабельность 9-10% достигается при уровне выплат не более 70% от премий, оценивает гендиректор “Ингосстраха” Александр Григорьев.
Ожидания в отношении доли выплат по ОСАГО у РЕСО излишне оптимистичны, считают страховщики. Доля выплат увеличится за год-два до 70% из-за растущего числа обращений, а также увеличения максимальной суммы выплат пострадавшим в ДТП, говорит Григорьев. 50%-ное соотношение выплат к сборам реально удерживать только в Москве, где полисы дороже, отмечает президент компании “Наста” Гарри Делба.
Страховщики нередко сгущают краски, чтобы не дать повода для понижения тарифов, предупреждает эксперт “Интерфакс-ЦЭА” Анжела Долгополова. Ранее они ратовали за их повышение, но затем отказались от этой идеи. До президентских выборов в 2008 г. базовая ставка тарифа ОСАГО меняться не будет, признал в прошлом году заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Андрей Батуркин.
Показатель в 50% по доле выплат от сборов ОСАГО вполне по силам РЕСО, уверена Долгополова. Крупные компании могут позволить себе не работать в регионах, где завышены тарифы, а концентрироваться на наиболее доходных сегментах рынка, например мощные автомобили в Москве, поясняет Долгополова. Доля выплат до 70% приемлема для большинства страховщиков, убеждена Долгополова. Представители РЕСО уверяют, что рентабельность ОСАГО — 6%, в Dresdner отказались от комментариев.
Василий Кудинов, Ведомости

iPhone «на колёсах»
Европлан: грузовики Mitsubishi Fuso с выгодой до 29%
Расширение модельного ряда
RENAULT KWID – НОВОЕ ВИДЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ А-КЛАССА
АВИЛОН официальный партнер чемпионата России по кольцевым гонкам
Mitsubishi открыла интернет-магазины оригинальных запчастей и аксессуаров
Выгодные кредитные условия на Mitsubishi Pajero Sport в мае
Надежность измеряется будущим
АО МС Банк Рус снижает кредитные ставки и запускает новый кредитный продукт
Росавтодор оштрафовал дорожных строителей более чем на 500 млн рублей
Мitsubishi Motors Corporation показала рекордную прибыль по итогам продаж за 2014 финансовый год
АВИЛОН вручил победительнице конкурса «Мисс Россия 2015» ключи от Hyundai Solaris
BRIDGESTONE. ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА КИЛОМЕТР ЗА КИЛОМЕТРОМ
Электромобили Mitsubishi i-MiEV будут работать парконами в Москве
Во Владикавказе открылся первый дилерский центр Mitsubishi – «Алания Авто»